5-6 кл. Художественное слово

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
УО Администрация Алтайский район
МБОУ «Новомихайловская СШ»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на ШМО учителейпредметников

на Педагогическом
совете

Приказом МБОУ
«Новомихайловская СШ»

Протокол №1 от 25.08.2025

Протокол №1 от 29.08.2025

Приказ № 366 от 29.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2477073)
Внеурочной деятельности «Художественное слово»
для обучающихся 5-6 классов

село Новомихайловка2025-2026

Пояснительная записка
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становятся новые социальные
запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное
развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как « умение учиться».
Развитие универсальных учебных действий обучающихся для основного общего образования
направлено на создание условий для развития умения учиться, раскрытия личностного и
познавательного потенциала обучающихся основной школы.
Для обеспечения развивающего потенциала общего среднего образования была составлена
программа курса для обучающихся 5-6 классов « Художественное слово» в рамках организации
внеурочной деятельности подростков.
Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования. Она обеспечивает
формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных
действий. Программа разработана с учѐтом современных образовательных технологий, которые
отражаются в
- принципах обучения (индивидуальность, доступность)
- формах и методах (дифференцированное обучение, конкурсы, встречи и т. п.)
- методике контроля и управления образовательным процессом ( анализ результатов творческих,
литературных конкурсов)
- средствах обучения.
Целью кружка является обеспечение развития универсальных учебных действий как
психологической составляющей содержания образования в сфере развития личностных,
регулятивных и познавательных учебных действий и реализует следующие задачи:
-усовершенствование техники чтения
- развитие практических навыков устной речи и выразительного чтения
- улучшение качества усвоения прочитанного текста
- тренировка памяти и внимания
- развитие творческих способностей
Программа позволит учащимся, совершенствуя технику чтения, приобрести устойчивый навык
осмысленного чтения, получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся
овладеют различными видами и типами речи: ознакомительным, изучающим, просмотровым,
поисковым и выборочным; выразительным чтением, коммуникативным чтением вслух и про себя;
учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения
художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую
конкретной учебной задаче.
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи курса направлены на формирование и
оценку навыка рефлексии. Это требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа
собственной учебной деятельности с позиции соответствия полученных результатов целям и
способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и
качество выполнения заданий.
В основной школе на всех предметах ведѐтся работа по формированию и развитию основ
читательской компетенции. Обучающиеся овладевают чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжение образования и самообразования, осознанного планирования
своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и
социальной деятельности.
Обучение выразительному чтению происходит в основном в младших и средних классах. В
средних классах на уроках литературы стихи и прозу читают, как правило, лучшие чтецы , а

остальные учащиеся оказываются в роли слушателей и ценителей. У определѐнного контингента
учащихся интерес к выразительному чтению углублѐн: одни воспринимают выразительное чтение
как вид искусства, в котором можно проявить свои способности, другие – как один из путей
раскрытия богатства русского языка и литературы. Рассказывание как особая форма выразительной
речи даѐт простор для творчества школьников.
Работа над выразительным чтением и рассказыванием различных произведений значительно
расширяет и углубляет знания учащихся по литературе и русскому языку, способствует общему
развитию, образованности.
Занятия кружка проводятся с опорой на лингвистические и литературоведческие сведения, на
теорию искусства художественного чтения.
Занятия кружка включают несколько аспектов:
1. Ознакомление с техникой речи
2. Практические упражнения по технике и логике речи
3. Овладение средствами эмоционально- образной выразительности
4. Упражнения по развитию воображения, умению общаться со слушателями, передавать им свои
мысли, чувства, « своѐ видение»
5. Практические работы группы над литературным произведением.
6. Индивидуальная работа учащихся над произведением, выбранным для выразительного чтения
7. Индивидуальная работа над созданием собственных устных рассказов.
Умение читать « по знакам препинания» ученики приобретают ещѐ в начальной школе, но суметь
прочитать предложение сложной конструкции – задача весьма сложная для них. Решение еѐ
способствует более глубокому пониманию синтаксиса русского языка. Логическое членение
предложения на логические звенья поможет разобраться в синтаксических связях слов.
Знакомя учащихся со средствами эмоционально-образной выразительности, преподаватель
преследует две цели: развить у школьников гибкость голоса и научить их слышать в чтении других
изменения голоса. При этом следует помнить, что развивать умение пользоваться силой и высотой
звука, темпом речи, изменением тембра можно только специальными упражнениями. При чтении
художественных произведений интонация является естественным следствием глубокого
проникновения в замысел автора, верного и яркого представления изображаемой в произведении
жизни, эмоционального к ней отношения и активного желания вызвать у слушателя
соответствующие мысли, чувства и видения.
Практическая работа со всей группой проводится по произведениям различных жанров.
В основе рассказывания лежат те же принципы, что и в основе выразительного чтения( то есть
появление в процессе рассказывания мыслей, чувств, воссоздание образов и передача их
слушателям, стремление вызвать у них определѐнное отношение к рассказываемому).
Разница между рассказыванием и выразительным чтением заключается в том, что рассказчик не
пользуется точным текстом литературного произведения, а пересказывает его или создаѐт
собственный рассказ на основе личных впечатлений.
Работа над пересказыванием с сохранением стиля автора, следует обратить внимание на
изучение языковых средств писателя. Что же касается создания учащимися собственных рассказов,
то здесь надо предоставлять им свободу творчества. Интересно рассказать о жизненном факте,
пережитом самим или слышанном от других, ещѐ интереснее сочинить рассказ или сказку и, не
записывая сюжет полностью, а имея лишь план или просто набросок, сначала развить его в устном
изложении, обогащая деталями. У некоторых учащихся может возникнуть желание сначала написать
полностью своѐ сочинение, а потом уже рассказать его. Но надо иметь в виду, что тогда это будет
выразительное чтение собственного текста, а не рассказывание.

Материалом для выразительного чтения и рассказывания могут служить произведения как
рекомендованные для внеклассного чтения, так и выбранные самим учителем.
Занятия в кружке « Художественное слово» дают возможность для целенаправленной
подготовки учащихся к участию в общероссийском конкурсе « Живая классика».
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах учащихся 5-х классов .
Общее количество часов за год – 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты работы кружка
Теория:
иметь представление о паузе, логическом ударении, темпе и громкости речи
уметь выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
иметь представление о малых фольклорных жанрах
иметь представление о типах и стилях речи, о средствах выразительности, о богатстве русского
языка.
Практика:
уметь пользоваться толковым словарѐм
овладение техникой выразительного чтения
создание собственных текстов для рассказывания
участие в различных конкурсах: « Моѐ любимое стихотворение», « Литературная гостиная», « Живая
классика» и др.
презентации творческих работ.
Содержание программы:
Теоретические сведения
1. Техника чтения. Требования, предъявляемые к искусству чтения, к дыханию, дикции, орфоэпии.
2. Эмоционально - образная выразительность.
3. Особенности стихотворного текста.
4. Изучение языковых средств писателя.
5. Орфоэпические нормы
6. Средства логической выразительности.
7. Понятие о силе, высоте, тембре голоса, темпе речи
Практическая работа:
1. Приѐмы работы над дикцией.
2. Исполнение поэтических и прозаических текстов.
3. Составление партитуры текста

Календарно – тематическое планирование курса « Художественное слово»

№

дата

1-2

02.09
05.99
09.09
12.09
16.09
19.09
23.09
26.09
30.09
03.10
07.10
10.10
14.10
17.10
21.10
24.10
07.11
11.11
14.11
18.11
21.11
25.11
28.11
02.12
05.12
09.12
12.12
16.12
19.12
23.12
26.12
30.12
13.01
16.01
20.01
23.01
27.01
30.01
03.02
06.02

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56

10.02
13.02
17.02
20.02
24.02
27.02
03.03
06.03
10.03
13.03
17.03
20.03
24.03
27.03
07.04
10.04

Тема занятия
Введение. Цели и задачи курса

Кол-во
часов
2

Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания

2

Развитие практических навыков выразительного чтения

2

Чтение прозаического произведения

2

Богатство русского языка. Умение пользоваться им в речи

2

Чтение прозаического произведения

2

Овладение техникой речи

2

Выразительное чтение – вид искусства

2

Чтение прозаического произведения

2

Искусство звучащего слова

2

Чтение стихов. Особенности стихотворного текста

2

Ознакомление с техникой речи

2

Средства логической и эмоциональной выразительности

2

Практическая работа над литературным произведением

2

Изучение языковых средств писателя

2

Значение хорошей дикции в устной речи

2

Орфоэпические нормы

2

Практические упражнения по дыханию и дикции

2

Чтение стихов. Особенности чтения

2

Средства логической выразительности речи ( ударение,
паузы и др.)
Чтение прозаического текста

2

Чтение басни

2

Роль интонации при чтении сложных конструкций

2

Основы эмоционально- образной выразительности

2

Понятия о силе, высоте звука. Тембр голоса темп речи

2

Чтение прозаического произведения

2

Чтение стихов

2

Составление исполнительской партитуры

2

2

57-58

14.04
17.04

59-61

21.04
24.04
28.04
05.05
08.05
12.05
15.05
19.05
22.05
26.05

62-64
65-66
67-68

Употребление отдельных выражений и слов, своеобразие
интонации
Чтение произведений А. С. Пушкина

2

Чтение юмористических рассказов А. П. Чехова

3

Произведения русских писателей о природе

2

Итоговое занятие. Конкурс на лучшего чтеца

2

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».