Федеральный проект
«Цифровая образовательная среда»
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Для достижения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, необходимо создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, то есть развитие цифрового образования как основы развития цифровой экономики…
Из Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Реализация мероприятий федерального проекта осуществляется путем предоставления межбюджетных трансфертов из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субсидии по результатам соответствующих отборов, в том числе по:
- внедрению целевой модели цифровой образовательной среды, которая позволит во всех образовательных организациях на территории Российской Федерации создать профили "цифровых компетенций" для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие процессы;
- созданию сети из центров цифрового образования для детей "IT-куб".
Реализация мероприятий федерального проекта окажут существенное влияние на оптимизацию деятельности образовательных организаций, а также обеспечат создание условий для глобальной конкурентоспособности российского образования, обеспечения высокого качества обучения, направленных на улучшение качества жизни в каждом регионе, что характеризует о существенном вкладе и достаточности планируемых результатов федерального проекта в достижение целей и показателей федерального проекта.
Кабинеты "Цифровой образовательной среды"
«Цифровая образовательная среда» (далее
- ЦОС) — это федеральный проект нацпроекта «Образование», направленный на создание
к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой
образовательной среды.
ЦОС — это
всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в
стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван
способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное
использование новейших технологий в процессе обучения. Однако, речь не идёт об
отмене традиционной классно-урочной системы.
Под ЦОС понимают единую
информационную систему, которая объединит всех участников
образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и
администрацию учебных заведений.
ЦОС включает в себя:
- Комплекс
информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;
- Совокупность
технологических средств информационных и коммуникационных технологий:
компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное
информационно-коммуникационное оборудование;
- Ряд педагогических
технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной
среде.
В июне 2022 года МБОУ «Новомихайловская
СШ» в рамках данного проекта провели ремонт и оформление в двух кабинетах (кабинеты
№№6 и 7 ).
На дверях учебных кабинетов
размещены вывески «Цифровая образовательная среда».
Кабинеты ЦОС №№6,7 оснащены
новой мебелью и оборудованием, которые позволяют вести и школьную, и
внеклассную работу:
- 28 ноутбуков для школьников
- Интерактивная панель – 2 шт
- МФУ – 1 шт
С 1 сентября 2022 года в кабинетах цифровой
образовательной среды изучаются предметы «Информатика», «Математика», "Русский
язык", "Английский язык"ведутся курсы внеурочной деятельности
«Робототехника», «Шахматы», проектная деятельность.
Кабинеты цифровой
образовательной среды открывают массу возможностей по трансформации и
модификации образовательной среды.
Возможности, которые дает ЦОС:
¾ расширение
возможностей построения образовательной траектории;
¾ доступ к самым
современным образовательным ресурсам;
¾ растворение рамок
образовательных организаций до масштабов всего мира.
¾ снижение издержек за
счет повышения конкуренции на рынке образования;
¾ повышение прозрачности
образовательного процесса;
¾ облегчение
коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
¾ снижение
бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
¾ снижение рутинной
нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
¾ повышение удобства
мониторинга за образовательным процессом;
¾ формирование новых
возможностей организации образовательного процесса;
¾ формирование новых
условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
¾ формирование новых
условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
¾ облегчение условий
формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
¾ повышение
эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
¾ расширение
возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
¾ расширение
возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
¾ автоматизация
мониторинга за образовательным процессом;
¾ оптимизация
образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;
¾ повышение возможностей
региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
¾ возможность снижения
образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия;
¾ сокращение
бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации
документооборота.
¾ рост образовательного
разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору;
¾ рост мотивации к
обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
¾ снижение
образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам
по сети;
¾ повышения
удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и
возможностей по его реализации;
¾ повышение
эффективности имеющихся образовательных ресурсов;
¾ повышение прозрачности
образовательного процесса;
¾ оперативность
мониторинга за результатами.
ЦОС в школе обеспечивает в электронной
(цифровой) форме следующих видов деятельности:
¾ планирование
образовательного процесса;
¾ размещение и
сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся
и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных
ресурсов;
¾ фиксация хода
образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной
программы;
¾ взаимодействие между
участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством
сети Интернет;
¾ использование данных,
формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления
образовательной деятельностью;
¾ контроль доступа
участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам
в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
¾ осуществление взаимодействия
образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере
образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Нормативная документация для реализации проекта
¾ Нормативные аспекты внедрения цифровой образовательной среды
Как будет работать
проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских
школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от
личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую
очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не
подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе
возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и
ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень
материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная
школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст
учащимся и педагогам следующие преимущества:
¾
доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50
Мб/с для сельских);
¾
доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых
можно будет улучшить знания по предметам;
¾
возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по
тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
¾
возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные
журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
¾
возможность получать информацию о процессе обучения на различных
государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
¾
получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
¾
автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной
работы с отчетами
¾
предполагается, что специальные программы будут самостоятельно
анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по
сбору информации об успешности образовательного процесса.
Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при
помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным
стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных
людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы
быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы
специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями.
Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
05.09.2022
Кузюкова Ю.В.
принимаются учащиеся 7-9 лет05.09.2022
Филиппова Л. А.
принимаются учащиеся 11-13 лет