МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия УО Администрации Алтайский район МБОУ «Новомихайловская СШ» УТВЕРЖДЕНО Приказ № 415 от «28» 08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2477073) учебного курса «Смысловое чтение» для обучающихся 5 класса с. Новомихайловка 2024 Общая характеристика учебного курса «Смысловое чтение» Программа по предметному курсу «Смысловое чтение» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения. В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения. Цели изучения учебного курса «Смысловое чтение» формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении; формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы; формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве. Цели курса определяют следующие задачи: развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности; вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом; развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации; учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе – углубления базовых знаний по теории текста; – использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте; – использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся; – использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования; – использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов. Место курса «Смысловое чтение» в учебном плане Данная программа направлена на изучение курса «Смысловое чтение» в 5 классе.В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю) Содержание учебного курса «Смысловое чтение» 5 класс (34 ч) 1.Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. 2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). 3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации» 2 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Метапредметные результаты овладение элементарными навыками работы с книгой, умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический), элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений: определять главную тему, общую цель или назначение текста; предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт; находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.; выделять термины, обозначающие основные понятия текста. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений: понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов; выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; прогнозировать содержание текста; находить скрытую информацию в тексте; использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений: составлять план к тексту и структурировать текст, используя план; делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом; приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте; 3 преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений: откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире; оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте; использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов; оценивать не только содержание текста, но и его форму. Предметные результаты: использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования; обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях. Тематическое планирование 5 класс № п/ п Наименование разделов и Количество часов тем программы всего контро практи льные ческие работы работы Раздел 1. Работа с текстом: 16 поиск информации и понимание прочитанного - 4 Дата изуч ения 1 Восприятие на слух и 1 понимание различных видов сообщений. - - 03.09 2 Типы речи. Речь книжная и 1 разговорная. Художественный стиль речи. - - 10.09 3 Изобразительновыразительные средства. 1 - - 17.09 4 Текст, его основные 1 признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. - - 24.09 5 Авторская Заголовок текста. основная текста, идея. - - 01.10 - 1 08.10 6 Вычленение из позиция. 1 мысль текста 1 4 Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы Работа с текстами. Устный опрос, https://fg.resh.e Работа с письменный du.ru/. несколькими опрос, источниками. тестирование, https://myshop. Выступление по терминологич ru/shop/product теме. Обсуждение еский диктант, ответа товарища. практическая /4539226.html. Самостоятельная работа, анализ https://fioco.ru/ работа с учебным текста. примерытекстом. Сравнение задач-pisa. источников. Отбор материала по теме из нескольких источников. Поиск нужной информации в тексте. Задания на разграничение понятий. Работа со словарями. информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. 7 Основные события, 1 содержащиеся в тексте, их последовательность. - - 15.10 8 Развитие мысли в тексте. 1 «Тестовые задания с выбором ответа» - - 22.10 9 Способы и средства связи 1 предложений в тексте. - - 05.11 10 Смысловые части текста, 1 микротема, абзац, план текста. - 1 12.11 11 Упорядочивание 1 информации по заданному основанию. «Тестовые задания с краткой записью ответа» 19.11 12 Существенные признаки 1 объектов, описанных в тексте, их сравнение. 26.11 13 Разные способы 1 представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. 1 03.12 14 Виды чтения: 1 ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. 10.12 15 Источники информации: 1 справочники, словари 17.12 16 Использование 1 формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Всего по разделу 1 16 1 0 4 Раздел 2. «Работа с текстом: 9 преобразование и интерпретация информации» - 3 17 Подробный пересказ 1 текстов по плану. - - 18 Особенности пересказа текста. - - сжатого 1 24.12 Работа с текстами и Устный опрос, https://myshop. заданиями. Задания письменный ru/shop/product на разграничение опрос, /4539226.html. понятий. Работа со тестирование, https://fg.resh.e 14.01 словарями. терминологич du.ru/. Объяснение еский диктант, понятий. 21.01 Объяснение наблюдаемых 5 практическая работа, анализ текста, 19 Составление различных 1 видов вопросов по содержанию текста - - 20 Формулирование выводов, 1 основанных на содержании текста - - 21 Аргументы, подтверждающие вывод. 1 - - 22 Преобразование 1 (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. - 1 28.01 явлений. оценивание с https://fioco.ru/ Составление помощью примерывопросов по «Листа задач-pisa. содержанию. самооценки» 04.02 текста. Решение проблемных ситуаций. Подготовка 11.02 выступления. Обсуждение выступления 18.02 товарища. Преобразование 1 23 информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. 1 25.02 24 Заполнение предложенных 1 схем с опорой на прочитанный текст. 1 04.03 25 Выступление перед 1 аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Всего по разделу 2 11.03 9 0 3 Раздел 3. «Работа с текстом: 9 оценка информации» 1 1 26 Оценка содержания структуры текста. и 1 - - 18.03 27 Оценка языковых 1 особенностей текста. - - 01.04 28 Места и роли иллюстраций 1 в тексте. - 1 02.04 29 Выражение собственного 1 мнения о прочитанном, его аргументация. «Текстовые связи» - - 08.04 30 Достоверность и недостоверность информации в тексте. 1 - - 15.04 31 Недостающая или 1 избыточная информация в тексте - - 22.04 32 Участие в учебном диалоге 1 при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. - - 29.04 6 Работа с текстами. Устный опрос, https://fg.resh.e Отбор материала по письменный du.ru/. теме (из разных опрос, источников). терминологич https://myshop. Задания на еский диктант, ru/shop/product разграничение практическая понятий. Работа со работа, анализ /4539226.html словарями. текста, Объяснение оценивание с . https://fioco.r u/примерыпонятий. помощью Объяснение «Листа задач-pisa. наблюдаемых самооценки», явлений. зачёт. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Учебный диалог. Анализ текста. 33 Итоговый зачёт. 1 - - 06.05 34 Повторение изученного. 1 1 - 13.05 Всего по разделу 9 1 1 1 8 Общее количество часов по 34 программе Учебно-методическое обеспечение образовательной программы Учебные материалы для учащихся: Федоров В.В., Гончарук С. Ю., читательской грамотности/Просвещение Баканова М.А. Сборник задач по формированию Методические материалы для учителя: 1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. - С. 14-24. 2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 25-32. 3.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М. Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! : научно-методический журнал. - 2019. - N 5/6. - С. 71-74. 4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность", принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53. ЦОР и Интернет-ресурсы: 1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/. 2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/. 3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa. 4. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html. 5. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. 6. «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa. 7