курса 'Смысловое чтение' 5 класс рабочая программа на 2024-2025уч.г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
УО Администрации Алтайский район
МБОУ «Новомихайловская СШ»

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 415
от «28» 08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2477073)
учебного курса «Смысловое чтение»
для обучающихся 5 класса

с. Новомихайловка 2024

Общая характеристика учебного курса «Смысловое чтение»
Программа по предметному курсу «Смысловое чтение» для 5 класса составлена в
соответствии с
 требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
 требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
 основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного
общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. В современном
информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать
информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа
призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность
человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся
информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и
одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как
универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению
новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при
чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации
является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным,
основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования
стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению
и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции,
формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля,
интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в
течение всех лет обучения.
Цели изучения учебного курса «Смысловое чтение»
 формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной
потребности в чтении;
 формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы
школы;
 формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры
человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Цели курса определяют следующие задачи:
 развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать
духовно-нравственные основы личности;
 вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
 развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
 освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого
чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
 учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и
рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и
жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего
использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и
осмысления текстов.
Место курса «Смысловое чтение» в учебном плане
Данная программа направлена на изучение курса «Смысловое чтение» в 5 классе.В
целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего
образования отводится 34 часа (1 час в неделю)
Содержание учебного курса «Смысловое чтение»
5 класс (34 ч)
1.Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная
и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст,
его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция.
Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в
явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие
мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по
заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.
Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы,
схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование
формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с
опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
2

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная
информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
Метапредметные результаты

овладение элементарными навыками работы с книгой, умениями ставить перед
собой
цель
чтения
и
выбирать
соответствующий
цели
вид
чтения
(поисковый/просмотровый,
ознакомительный,
изучающий/аналитический),
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;

находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах);

находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов;

выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;

объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);

интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в
тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические
связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной
мысли текста;

задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

прогнозировать содержание текста;

находить скрытую информацию в тексте;

использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;

приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
3


преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со своими представлениями о мире;

оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;

оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:

использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на
уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных)
действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;

обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе
работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Тематическое планирование
5 класс
№
п/
п

Наименование разделов и Количество часов
тем программы
всего контро практи
льные
ческие
работы работы

Раздел 1. Работа с текстом: 16
поиск
информации
и
понимание прочитанного

-

4

Дата
изуч
ения

1

Восприятие на слух и 1
понимание
различных
видов сообщений.

-

-

03.09

2

Типы речи. Речь книжная и 1
разговорная.
Художественный
стиль
речи.

-

-

10.09

3

Изобразительновыразительные
средства.

1

-

-

17.09

4

Текст,
его
основные 1
признаки. Тема текста,
основная мысль текста,
идея.

-

-

24.09

5

Авторская
Заголовок
текста. основная
текста, идея.

-

-

01.10

-

1

08.10

6

Вычленение

из

позиция. 1
мысль
текста 1

4

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Работа с текстами. Устный опрос, https://fg.resh.e
Работа
с письменный
du.ru/.
несколькими
опрос,
источниками.
тестирование, https://myshop.
Выступление
по терминологич ru/shop/product
теме. Обсуждение еский диктант,
ответа товарища. практическая /4539226.html.
Самостоятельная работа, анализ
https://fioco.ru/
работа с учебным текста.
примерытекстом. Сравнение
задач-pisa.
источников. Отбор
материала по теме
из
нескольких
источников. Поиск
нужной
информации
в
тексте. Задания на
разграничение
понятий. Работа со
словарями.

информации, конкретных
сведений, фактов, заданных
в явном виде.
7

Основные
события, 1
содержащиеся в тексте, их
последовательность.

-

-

15.10

8

Развитие мысли в тексте. 1
«Тестовые
задания
с
выбором ответа»

-

-

22.10

9

Способы и средства связи 1
предложений в тексте.

-

-

05.11

10 Смысловые части текста, 1
микротема, абзац, план
текста.

-

1

12.11

11 Упорядочивание
1
информации по заданному
основанию.
«Тестовые
задания с краткой записью
ответа»

19.11

12 Существенные
признаки 1
объектов, описанных в
тексте, их сравнение.

26.11

13 Разные
способы 1
представления
информации: словесно, в
виде рисунка, символа,
таблицы, схемы.

1

03.12

14 Виды
чтения: 1
ознакомительное,
изучающее,
поисковое,
выбор
вида чтения в соответствии
с целью чтения.

10.12

15 Источники
информации: 1
справочники, словари

17.12

16 Использование
1
формальных
элементов
текста
(подзаголовки,
сноски) для поиска нужной
информации.
Всего по разделу 1

16

1

0

4

Раздел 2. «Работа с текстом: 9
преобразование
и
интерпретация информации»

-

3

17 Подробный
пересказ 1
текстов по плану.

-

-

18 Особенности
пересказа текста.

-

-

сжатого 1

24.12

Работа с текстами и Устный опрос, https://myshop.
заданиями. Задания письменный ru/shop/product
на разграничение опрос,
/4539226.html.
понятий. Работа со тестирование, https://fg.resh.e
14.01 словарями.
терминологич
du.ru/.
Объяснение
еский диктант,
понятий.
21.01 Объяснение
наблюдаемых

5

практическая
работа, анализ
текста,

19 Составление
различных 1
видов
вопросов
по
содержанию текста

-

-

20 Формулирование выводов, 1
основанных на содержании
текста

-

-

21 Аргументы,
подтверждающие вывод.

1

-

-

22 Преобразование
1
(дополнение) информации
из сплошного
текста в таблицу.

-

1

28.01 явлений.
оценивание с https://fioco.ru/
Составление
помощью
примерывопросов
по «Листа
задач-pisa.
содержанию.
самооценки»
04.02 текста.
Решение
проблемных
ситуаций.
Подготовка
11.02 выступления.
Обсуждение
выступления
18.02
товарища.

Преобразование
1
23 информации, полученной
из рисунка, в текстовую
задачу.

1

25.02

24 Заполнение предложенных 1
схем
с
опорой
на
прочитанный текст.

1

04.03

25 Выступление
перед 1
аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями,
используя иллюстративный
ряд
(плакаты, презентацию).
Всего по разделу 2

11.03

9

0

3

Раздел 3. «Работа с текстом: 9
оценка информации»

1

1

26 Оценка
содержания
структуры текста.

и 1

-

-

18.03

27 Оценка
языковых 1
особенностей текста.

-

-

01.04

28 Места и роли иллюстраций 1
в тексте.

-

1

02.04

29 Выражение собственного 1
мнения о прочитанном, его
аргументация. «Текстовые
связи»

-

-

08.04

30 Достоверность
и недостоверность
информации в тексте.

1

-

-

15.04

31 Недостающая
или 1
избыточная информация в
тексте

-

-

22.04

32 Участие в учебном диалоге 1
при
обсуждении
прочитанного или
прослушанного текста.

-

-

29.04

6

Работа с текстами. Устный опрос, https://fg.resh.e
Отбор материала по письменный du.ru/.
теме (из разных опрос,
источников).
терминологич
https://myshop.
Задания
на еский диктант,
ru/shop/product
разграничение
практическая
понятий. Работа со работа, анализ /4539226.html
словарями.
текста,
Объяснение
оценивание с . https://fioco.r
u/примерыпонятий.
помощью
Объяснение
«Листа
задач-pisa.
наблюдаемых
самооценки»,
явлений.
зачёт.
Доклад
с
использованием
разнообразного
зрительного ряда и
других источников.
Учебный
диалог.
Анализ текста.

33 Итоговый зачёт.

1

-

-

06.05

34 Повторение изученного.

1

1

-

13.05

Всего по разделу

9

1

1

1

8

Общее количество часов по 34
программе

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы
Учебные материалы для учащихся:
Федоров В.В., Гончарук С. Ю.,
читательской грамотности/Просвещение

Баканова М.А. Сборник задач по формированию

Методические материалы для учителя:
1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в
образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. - С. 14-24.
2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной грамотности
школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и
информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 25-32.
3.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М.
Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! : научно-методический журнал. - 2019. - N
5/6. - С. 71-74.
4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность", принятые в
инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании : науч.-метод. и
информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53.

ЦОР и Интернет-ресурсы:
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской
академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5
класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования»
(Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для
жизни»
издательства
«Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.
5. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.
6. «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной
грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».