3 класс риторика рабочая программа 2024-25 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Хакасия
Управления образования Алтайский район
МБОУ «Новомихайловская СШ»

УТВЕРЖДЕНО
.

.
Приказ № 415 от «28»
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 689346)
учебного предмета «Риторика»
для обучающихся 1– 4 классов

с. Новомихайловка 2024

С. Новомихайловка

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта
начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями), требованиями
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015
г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.),
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №
1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373», требованиями Примерной
основной образовательной программы начального общего образования, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), требованиями Концепции духовно-нравственного
воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами
начального общего образования.
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на
основе авторской программы авторского комплекта учебно-методических пособий курса
«Речь» Т.Н.Соколовой для учащихся 1-4 классов (Школа развития речи: Курс «Речь»:
Рабочие тетради для детей: в 2-х частях/Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. –
64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам) и рекомендаций для учителей начальных классов.

Цели и задачи:
•
•
•
•
•

создание условий для более прочного и сознательного усвоения детьми изученного
материала по развитию речи на уроках,
совершенствования навыков лингвистического анализа,
повышения уровня языкового развития,
воспитания познавательного интереса к родному языку,
для решения проблем интеллектуального развития младших школьников.

Программа курса реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной
деятельности школы и представляет собой систему интеллектуально-развивающих
занятий для обучающихся начальных классов (6,5-10 лет).
Занятия выстроены следующим образом:
•
•
•

активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению
заданий основной части;
основная часть – выполнение заданий проблемно-поискового и творческого
характера;
занимательные задания (игровые формы деятельности).
Место предмета в учебном плане.

С. Новомихайловка

Программа для 3 класса рассчитана на 2 полугодие по утвержденному учебному плану: 1
час в неделю. По учебному плану школы – 17 часов. . Программа будет пройдена за счет
уплотнения и обобщения учебного материала ..
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств,
средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно
воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то
есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления –
это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового
материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в
овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Планируемые результаты по предмету «Риторика».
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Коммуникативные.
Ученик научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные.
Ученик научится:
•
•
•
•
•
•
•

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,
сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.

Личностные.

С. Новомихайловка

Ученик научится:
•
•
•
•
•
•

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и
чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи.
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.

Регулятивные.
Ученик научится:
•
•
•
•
•

адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса занятий ученик будет знать:
•
•
•
•

многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный;
типы текстов;

Ученик научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях
(жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать,
прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные
слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте.

С. Новомихайловка

Содержание курса.
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность,
богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог
и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение
выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Раздел 1. Слово.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.
Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка:
метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять
значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять
значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения
словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением
некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте,
определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение. Умение
редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять
неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова,
распространять предложения.
Раздел 2. Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды
плана. Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение
определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение
составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте.
Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства
связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов,
единообразие синтаксических конструкций.
Раздел 3. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.
Умение дискутировать, вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

Тематическое планирование.
Наименование раздела
Слово.
Текст.
С. Новомихайловка

Количество часов
2ч
10 ч

Культура общения. Повторение.

5ч
Итого: 18 ч

Приложение 1.
Календарно - тематическое планирование.
№ Наименование Характеристика Плановые
Скорректированные
разделов и тем основных видов сроки
сроки прохождения.
деятельности
прохождения.
п.п
ученика.
Слово (2ч)
1

2

Многозначные
слова.

Изобразительновыразительные
средства языка:
метафора,
Омонимы,
эпитет,
омоформы,
сравнение,
омофоны.
олицетворение.
Уметь
Фразеологизмы. определять
значения и
назначение,
использовать при
Сравнения.
создании текста
в художест
.
Основные
источники
пополнения
.
словаря.
Определить
происхождение
.
некоторых
антропонимов и
топонимов..
.

?
.
.

С. Новомихайловка

15.01

22.01

.
».
.

.
Текст (10 часов)

3

Типы текстов.

4

Темы текстов.
Опорные
слова.

5

Связь
предложений
в тексте.

6-7 Цепная связь
предложений
в тексте.
8

9

Параллельная
связь
предложений
в тексте.
Сочинение по
картине В.Е.
Маковского
«Свидание».

Определить типы
текстов.

29.01

Умение
составлять
описание
предметов и
явлений,
рассуждение в
художественном
и научном
стилях.

05.02.

Уметь
составлять
повествование с
элементами
описания.
Различать
средства связи в
тексте с
параллельным
построением.

10 Единый
временной
11- план текста.
12

12.02

19.02
26.02
04.03

11.03

18.03
01.04
08.04
Культура общения (5 часов)

13- Стили речи.
14-

Определять
стили речи.

15.04
22.04

15 Культура

С. Новомихайловка

Давать общее

06.05

общения.
16 Научный
стиль.
17 Словари.
Проверь себя.

понятие о
культуре речи.
Умение
определять
стилистическую
принадлежность
текстов,
составлять текст
в заданном
стиле.

13.05

20.05.
20.05

Умение
пользоваться
словарями.

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Учебно-методические пособия:
1. «Речь» Т.Н. Соколовой для учащихся 1-4 классов (Школа развития речи: Курс
«Речь»: Рабочие тетради для детей: в 2-х частях/Т.Н.Соколова. – М.: Издательство
РОСТ, 2013. – 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам) и рекомендаций для
учителей начальных классов.
2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение, 1988.
3. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос, 1998.
4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:
Просвещение, 1990.
5. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская
литература, 1985.
6. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение, 1992.
7. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992.
8. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
9. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика
русского языка. – Киев: 1978.
10. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Задания по развитию
познавательных способностей. – М.: Просвещение, 2013.
11. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. –
М.: Просвещение, 1985.
12. Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Пишем сочинение по картинам русских
художников. Рабочая тетрадь для детей. – М.: Просвещение, 2013.
13. Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Школа грамотеев. Русский язык: Задания и
упражнения. Теория в таблицах. – М.: Просвещение, 2012.
14. Словари по русскому языку: орфографический, орфоэпический, толковый,
фразеологический, этимологический и словообразовательный.
15. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
Специфическое сопровождение (оборудование):

С. Новомихайловка

- классная магнитная доска,
- мультимедийный проектор,
- музыкальный центр,
- компьютер, принтер,
- портреты писателей, репродукции произведений живописи.

Скачать

С. Новомихайловка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».