МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Республики Хакасия Управления образования Алтайский район МБОУ «Новомихайловская СШ» УТВЕРЖДЕНО . . Приказ № 415 от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 689346) учебного предмета «Риторика» для обучающихся 1– 4 классов с. Новомихайловка 2024 С. Новомихайловка Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 с изменениями), требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373», требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), требованиями Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования. Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы авторского комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколовой для учащихся 1-4 классов (Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей: в 2-х частях/Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам) и рекомендаций для учителей начальных классов. Цели и задачи: • • • • • создание условий для более прочного и сознательного усвоения детьми изученного материала по развитию речи на уроках, совершенствования навыков лингвистического анализа, повышения уровня языкового развития, воспитания познавательного интереса к родному языку, для решения проблем интеллектуального развития младших школьников. Программа курса реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности школы и представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов (6,5-10 лет). Занятия выстроены следующим образом: • • • активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части; основная часть – выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера; занимательные задания (игровые формы деятельности). Место предмета в учебном плане. С. Новомихайловка Программа для 3 класса рассчитана на 2 полугодие по утвержденному учебному плану: 1 час в неделю. По учебному плану школы – 17 часов. . Программа будет пройдена за счет уплотнения и обобщения учебного материала .. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Планируемые результаты по предмету «Риторика». Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия: Коммуникативные. Ученик научится: • • • • • • • • • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Познавательные. Ученик научится: • • • • • • • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения. Личностные. С. Новомихайловка Ученик научится: • • • • • • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи. чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка. Регулятивные. Ученик научится: • • • • • адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса занятий ученик будет знать: • • • • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный; типы текстов; Ученик научится: • • • • • • • • • • • • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; быть хорошим слушателем; определять лексическое значение слова; отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности. распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте. С. Новомихайловка Содержание курса. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Раздел 1. Слово. Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения. Раздел 2. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Раздел 3. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. Тематическое планирование. Наименование раздела Слово. Текст. С. Новомихайловка Количество часов 2ч 10 ч Культура общения. Повторение. 5ч Итого: 18 ч Приложение 1. Календарно - тематическое планирование. № Наименование Характеристика Плановые Скорректированные разделов и тем основных видов сроки сроки прохождения. деятельности прохождения. п.п ученика. Слово (2ч) 1 2 Многозначные слова. Изобразительновыразительные средства языка: метафора, Омонимы, эпитет, омоформы, сравнение, омофоны. олицетворение. Уметь Фразеологизмы. определять значения и назначение, использовать при Сравнения. создании текста в художест . Основные источники пополнения . словаря. Определить происхождение . некоторых антропонимов и топонимов.. . ? . . С. Новомихайловка 15.01 22.01 . ». . . Текст (10 часов) 3 Типы текстов. 4 Темы текстов. Опорные слова. 5 Связь предложений в тексте. 6-7 Цепная связь предложений в тексте. 8 9 Параллельная связь предложений в тексте. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Определить типы текстов. 29.01 Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. 05.02. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением. 10 Единый временной 11- план текста. 12 12.02 19.02 26.02 04.03 11.03 18.03 01.04 08.04 Культура общения (5 часов) 13- Стили речи. 14- Определять стили речи. 15.04 22.04 15 Культура С. Новомихайловка Давать общее 06.05 общения. 16 Научный стиль. 17 Словари. Проверь себя. понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. 13.05 20.05. 20.05 Умение пользоваться словарями. Перечень учебно-методического обеспечения для учителя: Учебно-методические пособия: 1. «Речь» Т.Н. Соколовой для учащихся 1-4 классов (Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей: в 2-х частях/Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам) и рекомендаций для учителей начальных классов. 2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение, 1988. 3. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос, 1998. 4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990. 5. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1985. 6. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение, 1992. 7. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992. 8. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002 9. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1978. 10. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Задания по развитию познавательных способностей. – М.: Просвещение, 2013. 11. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985. 12. Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Пишем сочинение по картинам русских художников. Рабочая тетрадь для детей. – М.: Просвещение, 2013. 13. Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Школа грамотеев. Русский язык: Задания и упражнения. Теория в таблицах. – М.: Просвещение, 2012. 14. Словари по русскому языку: орфографический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный. 15. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы. Специфическое сопровождение (оборудование): С. Новомихайловка - классная магнитная доска, - мультимедийный проектор, - музыкальный центр, - компьютер, принтер, - портреты писателей, репродукции произведений живописи. Скачать С. Новомихайловка