МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Республики Хакасия Управления образования Алтайский район МБОУ «Новомихайловская СШ» УТВЕРЖДЕНО . . Приказ № 415 от «28» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 689346) учебного предмета «Каллиграфия» для обучающихся 1– 4 классов с.Новомихайловка 2024 Рабочая программа "Каллиграфия"(3кл) Рабочая программа по формированию каллиграфических навыков учащихся 3кл. Личностные и метапредметные результаты освоения курса . Предметные результаты: • • • • • • • • • • сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш; умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма; умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки; формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв; каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок; умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений; развитие орфографической зоркости учащихся; развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения. Личностные результаты • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; • интерес к изучению языка; • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: • самостоятельно формулировать тему и цели урока; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения; Коммуникативные УУД: • • • • • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Содержание Рабочая программа курса «Чистописание» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с использованием О. Е. Жиренко, Т.М.Лукина Тренажёр по чистописанию: Учимся работать с текстом 3-е изд. - М.: ВАКО, 2017 – 64с., Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. - М. Просвещение 20017г (Библиотека учителя начальных классов). Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания. Обучение письму – составная часть общей программы по русскому языку. Её нельзя рассматривать изолированно. Она тесно связана с обучением чтению, с развитием устной и письменной речи, правописанием, изобразительным искусством и технологией. Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу. Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин. Цель: научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы. Задачи курса: - знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними; - совершенствовать умение соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв; - учить проявлять творческий подход к работе; - учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; - способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев; - развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь; - воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину. Программа составлена для учащихся 3 класса в объёме 15ч на первое полугодие, продолжительность одного занятия -45 минут Календарно-тематическое планирование №п/п Дата план. 1 04.09 2 11.09 18.09 3 4 25.09 5 02.10 6 09..10 7 16.10 8 23.10 9 10 13.11 20.11 11 12. 27.11 04.12 13 11.12 14 18.12 15. 25.12 Дата факт. Тема Написание заглавных букв А,П,Д с различными сочетаниями. Отработка написания строчных букв в различных сочетаниях Написание заглавных букв Д,В,Б и сочетаний букв язя, ол, ом, нья,» Работа с текстом «Россия». Работа с текстом «Главные символы России» Контрольное списывание текста «Наша Родина» Письмо соединений ст, шк. Работа с текстом «Удивительные люди», Письмо соединений ок, ча. Работа с текстом «Туеса», «Глиняная посуда». Письмо соединений хл, иг. Работа с текстом Хохломская роспись», «Деревня Филимоново» Письмо соединений гж, од. Работа с текстом «Гжель», «Жостово» Письмо соединений онь, сл. Работа с текстом «Музыкальные инструменты», «Гусли» Письмо строчных букв б, м. Работа с текстом «Балалайка», «Музыка». Письмо соединений нт, иа Работа с текстом «Композиторы России. Прокофьев С.С.» Письмо соединения оп, заглавной буквы Щ. .» Письмо соединений ог, жи. Работа с текстом «Римский-Корсаков М.А.», «Станиславский К.С.» Письмо соединений оз сс». Письмо соединений ал, строчной буквы ц. Работа с текстом «Танец». «Балет» Письмо заглавной буквы А». Контрольное списывание» Письмо соединений ме, ой.Работа с текстом «Водомерка», «Морской конёк»». Письмо соединений ото, оло. Работа с текстом «Болото» Контрольное списывание текста Письмо соединений ли, ня. Работа с текстом «Художественная литература», «Крылов И.А.» Контрольное списывание.» Итоговая работа по каллиграфии» Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1