МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство Республики Хакасия Управление образования Алтайский район МБОУ «Новомихайловская СШ» УТВЕРЖДЕНО Приказ № 415 от «28» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного занятия «Учение с увлечением» Для 1 класса село Новомихайловка 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учение с увлечением» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Программа ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное. Цель: - Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий. Задачи: 1. Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности. 2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться». 3. Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха. 4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения. Содержание программы представлено следующими разделами: планируемые результаты изучения учебного курса, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование. Программа рассчитана на 33часа, из расчета проведения занятий на каникулах. 1. Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты: • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении; • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем . • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: • Слушать и понимать речь других. • Вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах • Предметные результаты изучения курса в 1-м классе Обучающиеся научатся: • Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру. • Пользоваться справочной и дополнительной литературой. • Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение. • Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок" и др. • Повышение интеллектуального уровня обучающихся. • Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года. Ожидаемые результаты: Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у обучающихся любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах. Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников. 2. Содержание учебного курса Знатоки окружающего мира (8 часов) 1.Удивительные млекопитающие. Разгадывание кроссвордов о животных.Работа с детскими энциклопедиями. 2. Забавные пернатые друзья.Игра «Узнай птицу по описанию».Работа с детскими энциклопедиями 3. Бабочки и мотыльки. Игра «Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек».Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии). 4.Тайны растений. Разгадывание кроссвордов о растениях.Составление описания экзотического фрукта. 5.В царстве грибов. Игра «Узнай и расскажи о грибе». 6. Загадки под водой Разгадывание кроссвордов о рыбах.Работа с детскими энциклопедиями. 7. Самые известные заповедники России. Рисование природоохранных знаков. 8. КВН «Знатоки природы». Выполнение заданий по теме. Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов) 9.Пословица недаром молвится. Игра «Собери пословицу». 10. Литературные герои в ребусах.Разгадывание ребусов. 11. Крылатые слова и выражения. Составление словаря крылатых выражений. 12. Решение олимпиадных заданий. Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». 13. Фразеологизмы. Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком». 14. Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией. Чтение и анализ рассказов о происхождении слов. 15. Литературные викторины. Выполнение заданий викторин. 16. Сказка ложь, да в ней намек… Сочинение сказки по заданному началу. 17. Поучимся разгадывать шарады. Разгадывание шарад. 18. Волшебница анаграмма. Понятие анаграмма; разгадывание анаграмм. 19. Кроссворды- тесты.Познакомить с понятием кроссворда-теста; разгадывание кроссвордовтестов. 20.Загадка, загадка, открой свою тайну. Сочинение собственных загадок. 21. Текст. Составление текстов по картинке, серии картинок. 22. Тема и основная мысль текста. Определение темы и основной мысли текста. 23. Заголовок текста. Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту. 24. Составление текста на заданную тему. Составление текста. Знатоки математики (9 часов). 25.Задачи в стихах. Задачи-шутки. Знакомство с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки», решение задач. 26.Нестандартные задачи. Понятие «нестандартные задачи» их решение. 27. Решение олимпиадных заданий. Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру. 28.Графические диктанты. Понятие «Графические диктанты», ориентирование на плоскости, выполнение заданий. 29. Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур. Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; решение головоломок различных видов. 30. Спичечный турнир. Выполнение заданий по теме. 31. Диаграммы. Знакомство с понятием «Диаграмма»; различными видами диаграмм; расшифровка диаграмм, построение столбчатой диаграммы. 32.Группировка предметов.Поиск закономерностей.Знакомство с различными видами группировки; выполнение заданий. 33. Интеллектуальная игра «Учение с увлечением».Обобщить знания по изученным разделам. Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение. Основные формы проведения занятий:этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных. Творческие работы представляются в виде: • • • • • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала; Отчётов по наблюдению за природными объектами; Оформленных исследовательских работ; Стихотворений; Книг-раскладушек и т. 3. Тематическоепланирование п/п Учебно - тематический план Количество часов 1. Знатоки окружающего мира 8ч 2. Знатоки литературного чтения и русского языка 16 ч 3. Знатоки математики 8ч Всего 32часа Календарно - тематическое планирование п/п Тема занятия Количество часов Дата проведения По плану 1. Знатоки окружающего мира (8 часов) Удивительные млекопитающие 1 5.09 2. Забавные пернатые друзья 1 12.09 3. Бабочки и мотыльки 1 19.09 4. Тайны растений 1 26.09 5. В царстве грибов 1 3.10 6. Загадки под водой 1 10.10 7. Самые известные заповедники России 1 17.10 8. КВН «Знатоки природы» 1 24.10 Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов) 9. Пословица недаром молвится 1 7.11 10. Литературные герои в ребусах 1 14.11 11. Крылатые слова и выражения 1 21.11 12. Решение олимпиадных заданий 1 28.11 13. Фразеологизмы 1 5.12 14. Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией 1 12.12 15. Литературные викторины 1 19.12 16. Сказка ложь, да в ней намек… (Вариант – посещение представления театра сказок) 1 26.12 17. Поучимся разгадывать шарады 1 9.01 18. Волшебница анаграмма 1 16.01 19. Кроссворды- тесты 1 23.01 20. Загадка, загадка, открой свою тайну 1 30.01 21. Текст 1 6.02 22. Тема и основная мысль текста 1 13.02 23. Заголовок текста 1 27.02 24. Составление текста на заданную тему 1 6.03 25. Знатоки математики (8 часов) Задачи в стихах. Задачи-шутки 1 13.03 26. Нестандартные задачи 20.03 1 По факту 27. Решение олимпиадных заданий 1 3.04 28. Графические диктанты 1 10.04 29. Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур 1 17.04 30. Спичечный турнир. Диаграммы. 1 24.04 31. Диаграммы. (Экскурсия на предприятие) 1 15.05 32. Группировка предметов.Поиск закономерностей 1 22.05