ДЮП Рабочая программа внеурочной деятельности 2024-2025 год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Управление образования администрации Алтайского района
МБОУ «Новомихайловская СШ»

.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ
№ 415 от «28» 08.2024 г.

программа внеурочной деятельности
«Дружина юных пожарных»

Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 12 -18 лет

Новомихайловка. 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Образовательная область и предмет изучения.
Данная программа относится к военно-патриотической направленности дополнительного
образования.
Практика показала, что наиболее важной составляющей полноценной реализации
педагогического процесса по данной программе является социальное партнерство
образовательного учреждения и территориального подразделения Всероссийского добровольного
пожарного общества, что является ключевой отечественной традицией в обучении детей и
подростков пожарной безопасности.
Занимаясь в Дружине юных пожарных ребенок расширяет и углубляет знания, полученные
при изучении базового курса ОБЖ, а также приобретает дополнительные знания, умении и
навыки по оказанию первой помощи, предотвращению пожаров и применению первичных средств
пожаротушения. В программе заложены воспитательные и развивающие цели и задачи,
направленные на формирование социально-активной личности с четкой гражданскопатриотической позицией.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Актуальность и педагогическая целесообразность изучаемого курса заключается в
следующем.
Ежедневно нам приходится сталкиваться с необходимостью принимать решения,
действовать если не в чрезвычайной ситуации, то, по крайней мере, в ситуации нестандартной.
Отсюда вытекает необходимость подготовки детей к адекватной реакции на динамичность
ситуации как один из аспектов социализации личности.
При разработке данной программы за основу было взято обоснование, разработка и
внедрение в учебный процесс методов и средств обучения детей Правилам Пожарной
безопасности, гражданско-патриотическое воспитание и профориентационная работа, а также
формирование навыков безопасного поведения путем охвата детей массовыми формами работы в
Дружине юных пожарных
Порядка 5% пожаров фиксируется от шалости детей с огнем. Нередко пожары,
происшедшие по вине детей, заканчиваются трагически. В возникновении таких несчастий
неправильно было бы обвинять только детей. Во многих случаях, в ходе выявления причин
возникновения пожара выяснялось, что в отдельных случаях дети не знали основ пожарной
безопасности и правил поведения при обнаружении и возникновении пожара. Всероссийские
опросы населения последних лет показывают, что каждый третий взрослый россиянин не обучен
мерам пожарной безопасности. Обучая детей, можно заложить основу для всеобщего и
непрерывного обучения населения. Необходима специальная система профилактической работы.
Эффективность экскурсии в пожарную часть трудно переоценить: это и
профориентационная работа, и мощный профилактический заряд – ребята понимают, что
Пожарная охрана – не просто большая красная машина с мигалкой. Это прежде всего люди,
которые идут в огонь исправлять чужие ошибки. Близкий позитивный контакт с Пожарной
охраной предоставляет ребятишкам возможность задуматься перед запуском петарды – кто, какой
ценой будет расплачиваться за минутную шалость?
Необходимо отметить, что работа по пожарной профилактике дает и возможности
организации досуга детей, развития их творческих способностей. ВДПО и Управления МЧС по
Республике Хакасия регулярно проводят конкурсы декоративно-прикладного творчества,
2

художественной самодеятельности, соревнования по пожарно-прикладному спорту. Все это
способствует разностороннему формированию личности ребенка, вовлекает подрастающее
поколение в социально-значимую деятельность.
Таким образом, играя, занимаясь творческой и общественно-полезной деятельностью,
ребята усваивают правила безопасного поведения, вырабатывают особый взгляд на окружающий
мир.
Основным направлением выполнения поставленных задач мы считаем создание Дружин
юных пожарных, работа которых позволяет реализовать все вышеозначенные направления работы
– профилактика, профориентация, вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность.
Именно в рамках работы ДЮП наиболее полно достигается привлечение учащихся к пожарнопрофилактической работе, к систематическому обучению в области пожарной безопасности, к
различным видам творческой деятельности (декоративно-прикладное искусство, художественная
самодеятельность, агитационная работа с младшими обучающимися).
Цель и задачи образовательной программы
Цель:
Формирование у воспитанников прочных и осознанных навыков безопасного поведения
(профилактика пожаров и целесообразное поведение в условиях ЧС)
Задачи:
1.
Вовлечение подростков в разнообразные формы работы ДЮП;
2.
Формирование гармонично развитой личности с четкой гражданско-патриотической
позицией;
3.
Предоставление возможности каждому ребенку попробовать себя в различных видах
деятельности и подобрать направление, наиболее соответствующее развитию его интересов и
способностей;
4.
Ориентирование подростков на приобретение социально-значимой профессии
пожарного-спасателя (от увлечения к профессии).
Образовательные задачи:
- формирование навыков пожаробезопасного поведения;
- формирование навыков действия в ЧС;
- формирование умения оказания первой медицинской помощи;
Воспитательные:
- организация досуговой деятельности учащихся;
- гражданско-патриотическое воспитание;
Развивающие:
- всестороннее развитие личности ребенка;
- развитие представлений о профессиях, направленных на защиту жизни, здоровья и
безопасности человека и окружающей среды.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих.
Данная программа предусматривает работу в творческих направлениях (подготовка
выступлений и наглядности). В системе работы Клуба юных пожарных – спасателей эта
программа является одной из составляющих целостной системы, в том числе и планомерной
военно-патриотической работы.

3

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей среднего и старшего
школьного возраста, в данной программе большое место отводится теоретической и
общеразвивающей подготовке. Основной упор делается на расширение кругозора учащихся.
Например, раздел «История пожарной охраны», цель которого сформировать четкие
представления о становлении и развитии пожарного дела, рассказывает не только о пожарной
охране в России, но и охватывает периоды истории борьбы с огнем в античное время (Древняя
Греция, Древний Рим), Средние века (особенности архитектуры и обустройства средневековых
замков), на Руси (история Российской Пожарной охраны).
Дидактический аппарат представлен специальной литературой, художественной
литературой о пожарах и пожарных, видеофильмами, Интернет-материалами, дидактическими
играми.
При реализации данной программы все педагогические задачи решаются через
специфический учебный материал.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:

выраженной устойчивой познавательной мотивации;

положительной, адекватной, дифференцированной самооценки;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивое следование в поведении
моральным нормам;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь;
Регулятивные результаты:

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять инициативу в сотрудничестве;

самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы;
Познавательные результаты:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
Коммуникативные результаты:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его
участников;
 последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Основными способами достижения планируемых результатов является проведение по
окончании изучения раздела обобщающих игр, викторин, конкурсов, практических
занятий.
4

В результате освоения программы «Дружина юных пожарных», учащиеся должны:
знать:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения
аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов,
инструментов, приспособлений;
Приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
Способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
Научиться:
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения,
приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других
чрезвычайных ситуациях.
Иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
- о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств
пожаротушения;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий
на различных объектах.
Обучающиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния школы, выступают в
составе агитбригад, организуют флешмобы.
Развитие талантов ребенка происходит в процессе повседневной работы в ДЮП. Члены
ДЮП занимаются пропагандой противопожарных знаний в различной форме: выпуск стенгазет и
боевых листков, проведение бесед и игр по данной тематике с младшими обучающимися,
выступления агитбригад, выезд в подразделения пожарной охраны с концертами художественной
самодеятельности. Таким образом, каждый из этих видов деятельности дает возможность любому
из членов ДЮП выбрать себе дело по душе и развивать свой талант художника, чтеца, танцора,
организатора интересных дел, работы на компьютере и с видеоаппаратурой. Многие дети, только
придя в ДЮП и столкнувшись с возможностью поучаствовать в агитбригаде или выпуске боевого
листка, обнаруживают у себя способности к этим занятиям. Часто при работе с младшими
обучающимся ребята более старшего возраста обнаруживают у себя ростки педагогических
способностей. Участие в культурной и творческой жизни путем участия в конкурсах творчества по
противопожарной тематике по различным направлениям - рисунки, поделки, компьютерные
программы, художественная самодеятельность, литературное творчество. Проводятся концерты и
выставки по данной тематике
Развитие физических способностей ребенка в ходе занятий в ДЮП не подлежит
сомнению. Работа пожарного требует отличной физической формы. Участие в соревнованиях по
пожарно-прикладному спорту, пожарно-строевая и пожарно-тактическая подготовка дают
возможность и стимул развивать свои физические способности.
Воспитание уважения к окружающей среде также реализуется на занятиях ДЮП, так как
предотвращение пожаров снижает риск ущерба окружающей среде (сохранение зеленых
насаждений, чистота воздуха, сохранение биоценозов водоемов при отсутствии необходимости
прямого забора воды для пожаротушения)). Особое место занимает профилактика лесных
пожаров.
5

Таким образом, все эти направления работы также способствуют развитию личности
ребенка, способствуют формированию адекватной самооценки личности, создают предпосылки
развития гармонически развитой личности. Дополнительным стимулом для каждого ребенка
является и индивидуальные результаты по некоторым видам деятельности с последующим
награждением грамотами и ценными подарками.
Программа рассчитана на работу с подростками 13-18 лет. Дополнительных требований к
состоянию здоровья не предъявляется, так как спортивно-прикладная составляющая программы
может осуществляться ребенком по желанию и в рамках его физических возможностей.
Но для участия в спортивных соревнованиях и лагерных сборах дети предоставляют
медицинские справки установленного образца.
Реализация данной программы рассчитана на 1 учебный год.
Формы и режим занятий.
Режим занятий подчиняется требованиям СанПиН. Соблюдается режим проветривания
помещений, санитарное содержание помещений и площадок проведения занятий.
Оптимальная наполняемость учебной группы – 12-15 человек.
Учебный процесс предусматривает групповые (вся группа) формы учебных занятий.
Основной формой является работа группы в учебном классе, но это не предусматривает
обязательного нахождения воспитанников за рабочим местом сидя (только при просмотре
визуального материала). В зависимости от конкретных целей и задач занятия дети принимают
участие в практической деятельности.

Планируемые результаты и способы их проверки.
Планируемые знания, умения, навыки
Воспитанники должны
Уметь
1.
2.
3.
4.
способами
Знать
1.
2.
3.
4
5.
6.
7.
8

Переноска пострадавшего на носилках и подручными способами
Наложение жгута
Наложение шины табельными и подручными способами
Наложение типовых повязок на различные участки тела табельными и подручными

Основные задачи Пожарной охраны и ДЮП
Причины возникновения пожаров
Правила поведения на пожаре
Опасные факторы пожара
Способы прекращения горения веществ и материалов
Пожарно-техническое вооружение, назначение и применение
Правила оказания первой помощи
Требования пожарной безопасности в быту и в детском учреждении

Формы оценки результативности образовательной программы.
Сдача нормативов и зачетов по пожарно-строевой подготовке и основам медицинских
знаний.
Участие в выставках, конкурсах творческой направленности.
Подготовка детьми работ проектного характера (компьютерные презентации).
Профориентация. Выпускники поступают в военные и другие силовые учебные заведения,
медицинские учебные заведения, на работу в милицию и пожарную охрану.
6

Этапы педагогического контроля
№ п/п

Сроки

1.

Какие ЗУН контролируются

Форма проведения

По завершению Понимание теоретических основ Коллективное решение
каждого
пожарной безопасности и умение ситуаций
раздела
применять их на практике
Выполнение упражнений
по ППС
Тестирования,
викторины,
соревнования

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Название темы

Содержание

1

Введение

Техника
безопасности Пожар
при проведении занятий.
Пожарная нагрузка.
Понятие пожара и его Источник огня.
разрушительная
сила.
Польза и вред от огня.

2

Причины
возникновения
пожаров

Опасность
детской Возгорание
шалости
с
огнем. Распространение огня
Нарушение
правил
использования газовых,
электрических
и
отопительных приборов

3

Правила
поведения
пожаре

4

Основные
правила
на поведения на пожаре.
Правильный
вызов
пожарных.
Недопустимые действия
на пожаре
Опасные факторы Состав и характеристика
факторов
пожара и защита опасных
пожара.
от них
Способы защиты от них.
Оказание
помощи
пострадавшим от ОПФ.

Термины

Паника
Обнаружение пожара

Дидактический
материал
Видеоклип
«Пожарные»

Видеофильм
«Причины пожаров»
Документальный
фильм «Пожар в
гостинице «Россия»
Учебные плакаты
Образцы
пожароопасной
проводки
Видеофильм
Телефонный аппарат
Плакаты

Обрушение конструкций Видеофильм
Угарный газ
«Пожарный спецназ»
Отравление продуктами Учебные плакаты
горения
Непригодная
для
дыхания среда
Обратная тяга
7

5

6

7

8

при Правила эвакуации.
Поиск людей.
Особенности поведения
детей.
Требования
к
Правила
содержанию
жилья,
пожарной
эксплуатации
бытовых
безопасности
приборов.
Меры ПБ в школе.
Ответственность
за
нарушение ППБ
Роль и место пожарной
Пожарнопрофилактическа профилактики
я и творческая Задачи ДЮП в области
пожарной профилактики.
работа
Подготовка и проведение
устных
журналов,
утренников,
наглядной
агитации,
агитбригад
Эвакуация
пожаре

Основы
психологии
медицинской
подготовки

Оказание
первой
и медицинской помощи
Морально-волевые
качества пожарного.
Преодоление стресса

Направление
потока
эвакуации
Задымление
Правило правой руки
Инспектор
Противопожарный
режим
Противопожарная
защита

Стресс
Самообладание
Перелом открытый
Перелом закрытый
Артериальное
кровотечение
Венозное кровотечение
Кровопотеря
Транспортировка
шинирование

Учебные плакаты

Таблицы
Схемы
Плакаты

Литературный
материал
Музыкальный
материал
Театральные
костюмы
Оборудование
для
декоративноприкладной
деятельности (клей,
краски,
ватман,
принтер )
Медицинское
имущество ГО
(носилки,
шины,
санитарная
сумка,
перевязочные
средства)
Учебные плакаты

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план
№
раздела и
темы
Раздел 1

Наименование раздела и тем
Огонь – друг и враг человека

Колво
часов
16

Тема 1

Цели и задачи юных пожарных

2

Тема 2

Огонь - друг и враг человека

2

8

Тема 3

От чего происходят пожары

3

Тема 4

Противопожарный режим в школе

1

Тема 5

Берегите жилище от пожаров

2

Тема 6

Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности

2

Тема 7
Тема 8

Системы автоматического пожаротушения
сигнализации
Что нужно делать при пожаре

и

пожарной 2
2

Оказание доврачебной помощи пострадавшим от пожаров

14

Тема 1

Первая медицинская помощь при различных травмах

11

Тема 2

Отравляющие ядовитые газы

3

Резервное время

4

Раздел II

Календарно-тематическое планирование
Раздел I. Огонь – друг и враг человека (16 часов)
Кол-во
Номер
Тема занятия
темы
и
часов
занятия
2
Тема 1
Цели и задачи юных пожарных
1
Цели и задачи юных пожарных
1
2
Охрана от пожара пожарными организациями.
1
Система пожарной безопасности села.
2
Тема 2
Огонь - друг и враг человека
3
Что такое огонь. Польза и вред огня. Последствия
1
пожаров
4
Способы
прекращения
горения
веществ
и
1
материалов Сгораемые и не сгораемые материалы,
разделение
по
группам. Методы
прекращения
горения.
3
Тема 3
От чего происходят пожары
5
Небрежность – основная причина возникновения
1
пожара. Пожарная
безопасность
бытовых
нагревательных приборов.
9

Дата
план

факт

6
7

Тема 4
8

Тема 5
9

10

Тема 6
11

12

Тема 7
13
14
Тема 8
15
16

Тепловое воздействие электрического тока
Правила
эксплуатации
печей. Противопожарная
профилактика печей. Пожарная опасность молнии и
статического электричества
Противопожарный режим в школе
Противопожарный режим во время учебы. Меры
предосторожности при проведении лабораторных
работ в кабинетах физики, химии, производственных
мастерских. Требование пожарной безопасности.
Берегите жилище от пожаров
Противопожарный режим в жилом доме Открытый
огонь и пожар. Меры пожарной безопасности при
обращении с предметами бытовой химии.
Особенности
противопожарной
защиты
домов
повышенной этажности. Пожарная сигнализация и
система автоматического дымоудаления.
Первичные средства тушения пожаров. Знаки
безопасности
Первичные средства тушения пожаров Пенные,
порошковые и углекислотные огнетушители Нормы
обеспечения первичными средствами пожаротушения.
Знаки
безопасности. Предупреждающие
и
предписывающие знаки. Знаки запрещающие и
указательные. Их применение
Системы автоматического пожаротушения
и пожарной сигнализации
Назначение охранно-пожарной сигнализации.
Пожарные извещатели. Установки пожаротушения
. Что нужно делать при пожаре
Правила поведения людей, которым угрожает
опасность пожара. Предотвращение паники.
Действие юного пожарного при обнаружении
пожара.

Раздел II Оказание
(14 часов)
Номер
темы и
занятия
Тема 1

доврачебной

помощи

1
1

2
1

1

2
1

1

2
1
1
2
1
1

пострадавшим

Наименование тем и занятий

18

Первая медицинская помощь при различных
травмах
Понятие о травмах. Закрытие и открытые
травмы. Вывихи и растяжение связок
. Кровотечение. Характеристика кровотечений

19

Временная остановка кровотечений.

17

1
1

Кол-во
часов
11
1
1
1

10

от

пожаров

Дата
план

факт

20
21
22
23
24
25
26
27
Тема 2
28
29
30

Правила наложения повязок. Виды повязок.
Наложение повязок на различные места тела.
Переломы костей. Виды переломов.
. ПП при переломах
Термические поражения и обморожения. Виды
ожогов.
ПП при ожогах.
Электротравмы. Травматический шок и его
профилактика.
ПП при электротравмах.
Отравляющие и ядовитые газы
Угарный газ и его действие на организм

1
1
1
1
1

Токсичные продукты горения
Резервное время

1
4

1
1
1
3
2

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Наглядные пособия
Плакаты по пожарной безопасности различных авторов
Таблицы по оказанию первой помощи
Комплекты плакатов по действиям в ЧС серии «Военные знания»
Иллюстративный материал из журналов, плакатов
Книжно-печатная продукция (рекомендованный список литературы)
Брошюры, буклеты, памятки
2. Технические средства обучения
Видеомагнитофон
Телевизор
Компьютер с колонками
Проектор компьютерный
3. Мультимедиапродукция
Коллекция видеоклипов о пожарных
Коллекция фотоматериала
Записи песен и клипов по тематике
Видеофильмы, выпущенные МЧС и ВДПО для работы с детьми
4. Расходные материалы Перевязочный материал

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».