1 -8 кл Дополнительная общеразвивающая программа Мелодия струн 2025-2026

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
УО Администрация Алтайский район
МБОУ «Новомихайловская СШ»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ: _________

на Педагогическом совете Директор МБОУ
«Новомихайловская СШ»
Протокол №1 от 29.08.2025
Еременко Г.И.

Приказ № 366 от 29.08.2025

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Мелодия струн»
для обучающихся 1 – 8 классов

село Новомихайловка 2025-2026

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа кружка « Гитара» отвечает требованиям нормативно-правовых
документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ». Концепции духовнонравственного воспитания российских школьников, Устава учреждения, Локального акта
учреждения «Положение о разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ».
Направленность – художественная
Уровень программы – базовый.
Актуальность программы: заключается в том, что в творческом объединении созданы
условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают
уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие,
становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать
стихи.
Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовно-патриотическим
содержанием, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения
сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в
молодежную среду.
Отличительные особенности программы:
Программа предусматривает преподавание материала, в результате которого
приобретенные знания позволят школьникам исполнять на гитаре музыкальные
произведения р а з л и ч н о й
сложности и характера, аккомпанировать пению,
разбираться в многообразии музыки. Все задания соответствуют по сложности детям
определенного возраста

Программа включает следующие разделы:
1. Основы игры на инструменте. Теория
2. Основы игры на инструменте. Технические приёмы
3. Репертуар начинающего гитариста. Разучивание песен
Занятия кружка состоят из теоретической и практической частей. Содержание занятий
следует постепенно усложнять. Уровень программы предполагает формирование
первичных навыков овладения игрой на инструменте, знакомство с различными
музыкальными стилями, авторами, исполнителями, исполнение несложных музыкальных
произведений.
Программа обеспечивает плавный рост творческого, культурного, коммуникативного
развития воспитанника. Предложенная система обучения дает каждому подростку равные
возможности для максимальной реализации своих музыкальных и творческих
способностей. Это формирует у школьника адекватную самооценку, и, вместе с тем,
делает очевидной значимость личности, сумевшей проявить и реализовать себя в
творчестве, в жизни коллектива.
Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет овладение техникой,
особенностями игры на гитаре. На занятиях ребята знакомятся с устройством
инструмента, правилами постановки рук, звукоизвлечения, особенностями записи
мелодии через табулатуру, учатся играть разнохарактерные музыкальные произведения.
Со временем появляется чувство внутреннего ритма, появляется навык отчета тактов.
В задачи кружка входит участие в концертах, поскольку наилучшей проверкой
мастерства, качества исполнения являются концерты, фестивали, отчетные концерты, где
выявляются сильные и слабые стороны обучения. Выступления помогают корректировать
работу, ставят перед ребятами близкие и вполне разрешимые ответственные задачи.
Выбор репертуара для воспитанника - наиболее трудная задача для руководителя.
Правильно подобранный репертуар способствует духовному росту школьника, определяет
его творчество, дает возможность овладения техническими приемами.
Интерес ребят к гитаре позволяет воспитывать «трудных» детей, особенно если они
непрерывно заняты в этом коллективе. Программа включает в себя разный песенный
репертуар. Это романсы, русские народные, композиторские, бардовские и лирические
песни, а также шуточные, детские и военные песни и т. д. К программе прилагаются
аудиозаписи на кассетах для работы и подбору аккомпанемента и лучшего запоминания
мелодий. Для занятий в аудитории должны быть: магнитофон (или музыкальный центр) и
аудиокассеты, диски, флешки. На занятиях постоянно меняются формы работы:
прослушание, запись аккордов, рассказ об авторе, обсуждение, игра на инструменте,
пение с сопровождением. Это не позволяет детям уставать. За счет такого переключения
они успевают отдохнуть, а занятие проходит продуктивно.
Новизна программы: Заключается в том, что создаются условия вхождения в мир
искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями.
Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся начальных, средних классов 714 лет, увлеченных игрой на гитаре.
Объём программы: 34 часа
Формы организации образовательного процесса:
Занятия могут проводиться очно всей группой, подгруппами и индивидуально. Обучение
носит творческий, познавательный и практический характер. Занятия проводятся в
кабинетах, часть занятий будет проходить на сцене – репетиции и выступления,
посещение мероприятий художественной направленности (конкурсы, смотры, концерты
и т.п.) Занятия могут проходить в форме: деловая игра, викторина, конверт вопросов и
заданий, музыкальная гостиная, экскурсия, праздник, фестивали, чаепития.
Использование здоровьесберегающих технологий, позволит развить координацию

мозговой деятельности, развить моторику пальцев, тем самым вызвать у обучающихся
ощущение уверенности в своих силах и возможностях.
Срок освоения программы:
1 год обучения.
Режим занятий: 1 раз в неделю, занятие по 45 минут
Вариативность содержания.
Занятия предусматривают задания разной степени сложности, учитывающие
индивидуальные особенности обучающихся. Каждый ребенок выполняет задания в силу
своих возможностей и способностей. Сильные утверждаются, а слабые получают
возможность испытывать учебный успех.
Интегрированность, преемственность содержания программы
Обучение по программе опирается на базовые знания по таким учебным предметам как:
«Музыка», «Литература», «История». В отличие от этих программ содержание
программы
«Гитара» включает более углубленное изучение струнных инструментов. Также
программа дает возможность приобрести навыки игры на инструменте. По окончанию
обучающиеся могут продолжить обучение в учебных заведениях с музыкальным
уклоном. Также знания и умения, полученные в процессе обучения, по программе
«Гитара»
помогут при выборе профессии.
Сетевое взаимодействие: не предполагается.
Используемые педагогические технологии
Содержание данной программы предусматривает использование следующих
педагогических технологий:
1. Личностно-ориентированная технология.
2. Технология педагогической поддержки.
3. Рефлексивная технология.
4. Техника выявления и поддержки одаренных детей
5. Здоровьесберегающая технология.
6. Технология уровневой дифференциации.
7. Технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых
моделей.
8. Игровая технология.
9. Технология проблемного обучения.

II.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель: Обучение игре на шестиструнной гитаре
Задачи:
1. Обучить основам игры, технических приемам на шестиструнной акустической
гитаре.
2. Развивать музыкальный слух, певческие навыки;
3. Познакомить с различными жанрами музыкального искусства;
4. Воспитывать чувства патриотизма через музыкальные произведения.
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№ Название темы
всего
теория
практика Форма контроля

1.
2.
3.
4

5.

6.
7.

Вводное занятие.
Мажорные
и
минорные
аккорды
Ритм, переборы, бой
Аккорды баррэ

1
9

1
7

2

4
4

4
3

1

Работа
с
песенниками,
самоучителями и программой
для ПК «Guitar pro»
Контрольная
практическая
работа по разделу «Основы
игры
на
инструменте.
Технические приёмы»
Разучивание песен
Итоговое занятие «Отчётный
концерт»
Итого:

4

4

1

-

Контрольная
работа

1
10
1

4

34

23

6
1
11

Отчётный
концерт

IV.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Вводное занятие (1 час)
Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения
в кабинете
2. Знакомство с музыкальным инструментом (1часа) Теория: Истории создания
шестиструнной гитары. Устройство гитары, её составные части.
3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения (2часа)
Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество
исполнения.
Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.
4. Обучение основам техники игры на гитаре (4 часа) Теория:
- функции правой и левой руки,
- название струн,
- расположение соответствующих ладов,
- диапазон инструмента
- изучение условных обозначений.
Практика:
1. Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения.
2. Положение правой руки при исполнении упражнений.
3. Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми
навыками:
- игра ровным звуком;
- простые переборы;
- свобода исполнительского аппарата;
- постепенное подключение большого пальца;
- изучение техники боя.
4. Начальная постановка левой руки:
- простые аккорды;
- чередование басов и аккордов.
5. Игра двумя руками. Контроль над качеством звука.
5. Изучение простых и легких песен (10 часов)
Теория:
1. Развитие умения определять характер музыки.
2. Определение по слуху направления мелодии.

3. Накопление простейших музыкальных впечатлений.
4. Понятие о музыкальных жанрах:
- знакомство с буквенным обозначением аккордов;
- ритмический рисунок пьесы;
- отработка несложных динамических изменений;
Практика:
1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.
2. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с
индивидуальным планом).
3. Формирование чувства целостности исполняемых песен.
6. Учебно-тренировочные задания (10 часов)
Теория:
1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте.
2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.
3. Отработка правильного ритма.
Практика:
1. Упражнения для правой руки:

- правильное положение правой руки на инструменте.
- правильная постановка пальцев.
2. Воспроизведение звучания открытых струн.
3. Упражнения на смену пальцев.
4. Овладение основными переборами;
5. Отработка в упражнениях техники простого боя.

7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры
(3 часа)
Теория: Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных
произведений.
Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.
Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение
музыкальных произведений.
8. Репетиции и концертные выступления (3 часа)
Теория:

Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях.
Практика:
Сольные выступления на мероприятиях разного уровня, в том числе и районные
V.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Критерии
Предметные результаты

Результат

Метапредметные

сформированы:
умение самостоятельно определять цель
своего обучения, ставить и формулировать
задачи, планировать пути достижения целей,
умение держать в сознании учебную задачу,
соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей
деятельности,
владение основами самооценки, умение
устанавливать причинно-следственные связи,
делать выводы,

Личностные

сформированы:
умения общаться со сверстниками и взрослыми:
доброжелательность, уважение, сочувствие,
умение изложить свою мысль, обратиться за
помощью, сформулировать вопрос, умение
сотрудничать, умение слышать, понимать,
элементарные навыки безопасности
жизнедеятельности: правила личной безопасности,
поведения в чрезвычайных ситуациях,
мотивация на здоровый образ жизни,
элементарные навыки трудовой деятельности,
самообслуживания, умение соблюдать порядок на
рабочем месте.

VI. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Кадровые:
- программу реализует педагог дополнительного образования, высшего педагогического
образования, без требований к квалификационной категории в условиях реализации
программы.
Материально-технические:
- для успешной реализации программы необходимо учебное помещение, столы и
стулья, соответствующие возрасту и нормам СанПин, инструменты и приспособления:
гитара, стенды, демонстрационные модели, ноутбук, проектор.
Информационные:
- подключение к сети стенды, демонстрационные модели Интернет,
- технические средства для демонстрации обучающих материалов - ноутбук и
проектор.
- демонстрационные материалы по темам учебного плана, презентации, видеоролики

VII. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Год обучения: 01.09.-31.08.
0ктябрь
Ноябрь
Декабрь

Мес Сентябрь
яцы
обуч
ени
я
Нед 1 2 3 4 5 6
ели
обуч
ени я
1
год
обуч
ени
я
Кон
трол
ь\
атте
стац
ия
Мес
яцы
обуч
ени я

1

1 1 1 1 1

Январь

7 8 9 1 1 1 13 1
0 1 2
4

1
5

1 1 1 1 2
6 7 8 9 0

1 1 1 1 1 1 1

1

1 1 1 1

1

Февраль март

2 2 2 2 2 2 27
1 2 3 4 5 6

1 1 1 1 1 1 1

1

М Апрель
ар
т

Май

Июнь

Июль

Август

Нед 28 2 3 3 3 33 3
9 0 1 2
4
ели
обуч
ени
я
1 1 1 1 1 1
1
год
обуч
ени
я
1
Кон
трол
ь\
атте
стац
ия

Всего
количество
часов

32

2

VIII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
№

Раздел, тема

Методические материалы

Средства обучения и
воспитания

Вводное занятие.

Инструкция по технике
безопасности.

-

1

Основы игры на
инструменте. Теория

Электронная презентация,
мультимедийный проектор Бумага, ручка,
карандаш.Компьютер,
Записи аудио, видео,
мультимедийный
формат CD, MP3..
проектор, экран.

2

Основы
игры
на
инструменте.
Технические приемы.

Электронная презентация,
слайдовые фильмы,
мультимедийный проектор
Записи аудио, видео,
формат CD, MP3..

3

4

5.

Репертуар начинающего Электронная презентация,
гитариста. Разучивание
слайдовые фильмы,
песен (8 ч)
мультимедийный проектор.
Фотографии и видеоролики.
Записи аудио, видео, формат
CD, MP3.

Настенная карта,
стенды, макеты.
Компьютер,
мультимедийный
проектор, экран.

Стенды,
демонстрационные
модели, карты.
Компьютер,
мультимедийный
проектор, экран.

Художественная культура
района

Электронная презентация,
слайдовые фильмы,
мультимедийный проектор.
Фотографии и видеоролики.
Записи аудио, видео, формат
CD, MP3.

Заключительное занятие

Заключительное занятие
Записи аудио, видео, формат Итоговая проверочная
работа. Компьютер,
CD, MP3
мультимедийный
проектор, экран,
микрофоны

Стенды,
демонстрационные
модели. Компьютер,
мультимедийный
проектор, экран.

IХ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.
Цель воспитательной работы – воспитание личности и создание условий для активной
жизнедеятельности обучающихся, гражданского самоопределения и самореализации,
максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном,

нравственном развитии.
Основные задачи воспитательной работы:
- Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
- Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного
образования;
- Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного
образования детей и обучающейся молодежи;
- Приобщение детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
традициям;
- Обеспечение развития личности и ее социально – психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
- Воспитание внутренней потребности личности, ответственного отношения к
культурной среде.
- Развитие воспитательного потенциала семьи;
- Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.

Х. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
№

Мероприятия (форма, название)

п\п

Направления

Дата

воспитательной

проведения

деятельности
1

2

Знакомство с коллективом. Правила

нравственное

и

духовное

поведения в объединении

воспитание

Международный день пожилого

гражданско-патриотическое

сентябрь
октябрь

человека (акция)
3

и

ноябрь

Конкурс эссе на тему «Почему важно интеллектуальное воспитание;

декабрь

Международный день толерантности Нравственное,
(беседа)

духовное

гражданско-патриотическое
воспитание

4

сохранять историю и культуру

формирование

родного края?»

коммуникативной культуры

5

Что такое патриотизм? (беседа)

гражданско-патриотическое

6

День родного языка (акция,

гражданско-патриотическое и

совместная работа с ДТК «Венок»)

воспитание семейных
ценностей

январь
февраль

7

Всемирный День театра

интеллектуальное воспитание;

«Волшебная страна - театр!»

формирование

февраль

коммуникативной культуры
развлекательная программа

8

Международный женский день (8
марта)

интеллектуальное воспитание;

март

формирование
коммуникативной культуры

9

День Победы (акция) Вечер стихов, гражданско-патриотическое
песен на военную тематику "Хотят ли
русские войны"

май

XI. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Контрольная работа
Оценка за контрольную работу выставляется исходя из суммы набранных баллов,
за каждый правильный ответ на вопрос выставляется - 1 балл, за не правильный ответ – 0
баллов.
Оценка 5 (отлично) – 25 баллов
Оценка 4 (хорошо) – 23-21 балла
Оценка 3 (удовлетворительно) – 20-18 баллов Оценка 2 (неудовлетворительно) – 17
баллов и менее
Правильные ответы контрольной работы:
1
в

2
б

3
а

4
в

5
в

6
г

7
в

8
г

9
в

10
в

11
г

12
б

13
в

14
в

15
б

16
в

17
в

18
а

19
б

20
в

21
г

22
б

23
в

24
в

25
б
Контрольная работа

1. Родиной классической гитары является? а) Италия
б) Ирландия в) Испания г) Исландия
2. К какому виду относится классическая гитара? а) струнный смычковый
инструмент
б) струнный щипковый инструмент в) ударный струнный инструмент г)
деревянный духовой инструмент
3. Сколько ладов у классической гитары? а) 19
б) 21
в) 18
г) 22
4. Какой звук не входит в основной строй классической гитары? а) соль
б) си в) ре г) ми
5. Какой диапазон звучания на классической гитаре? а) 1,5 октавы
б) 3 октавы
в) около 4 октав г) 2,5 октавы
6. Какой строй классической гитары? а) соль, ми, си, ре, ля, ми
б) си, соль, ми, ре, ля, ми в) ми, соль, си, ре, ля, ми г) ми, си, соль, ре, ля, ми
7. Отметьте итальянского композитора гитариста. а) Н. Кост
б) Ф. Таррега в) М. Каркасси г) Д. Агуадо

8. Отметьте испанского композитора гитариста. а) М. Джулиани
б) М. Каркасси в) Ф. Карулли г) Д. Агуадо
9. Как играется приём тирандо?
а) удар всеми пальцами по струнам
б) удар большим пальцем по всем струнам в) щипок струны, без опоры на
соседнюю
г) щипок струны, после которого палец опирается о соседнюю струну
10. Как играется приём апояндо? а) удар всеми пальцами по струнам
б)щипок струны, после которого палец опирается о соседнюю струну в)удар
большим пальцем по всем струнам
г) щипок струны, без опоры на соседнюю
11. Составные части грифа классической гитары. а) колки, ладовые порожки,
верхний порожек
б) колки, ладовые порожки, верхний порожек, розетка в) накладка, ладовые
порожки, верхний порожек, дека г) колки, накладка, ладовые порожки, верхний
порожек
12. Чему равно расстояние между двумя ладами на классической гитаре? а)
одному тону
б) полутону в) двум тонам
г) двум полутонам
13. Как обозначаются струны на письме? а) римскими цифрами
б) латинскими цифрами в) цифра в кружочке
г) латинскими буквами
14. Как обозначаются позиции и лады на письме?
а) арабскими цифрами б) латинскими цифрами в) римскими цифрами г)
латинскими буквами
15. Какие струны предшествовали нейлоновым на классической гитаре? а)
металлические
б) жильные из кишок животных в) из волокон растений
г) из нитей
16. Как называются части соединяющие верхнюю и нижнюю деки? а) подставки
б) розетки в) обечайки г) порожки
17. Как называется металлическая проволока, накрученная на басовые струны? а)
обивка
б) обшивка в) обмотка г) повивка
18. Если перед нотой стоит бемоль, то этот звук на грифе прижимается? а) на один
лад дальше от корпуса гитары
б) ниже на одну струну
в) на два ладаближе к корпусу гитары г) на один лад ближе к корпусу гитары
19. Как играется арпеджио на классической гитаре?
а) звуки извлекаются последовательно на одной струне б) звуки аккорда

извлекаются один за другим
в) звуки аккорда извлекаются одновременно г) один звук повторяется
многократно
20. Что такое аккорд?
а) сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты, взятых
последовательно
б) сочетание двух музыкальных звуков разной высоты, взятых одновременно в)
сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты, взятых
одновременно
г) сочетание двух музыкальных звуков разной высоты, взятых последовательно
21. Как переводится темп “Не спеша”? а) Allegro
б) Adagio
в) Andantino г) Andante
22. Отметьте танец. а) ноктюрн
б) менуэт
в) пастораль г) прелюд
23. Что означает “crescendo”? а) постепенное затухание
б) постепенно ускоряя темп
в) постепенно увеличивая громкость г) постепенно уменьшая громкость
24. Что такое “forte”? а) очень тихо
б) очень громко в) громко
г) тихо
25. Что такое “Этюд”?
а) пьеса крупной формы
б) пьеса для исполнения и работы над техникой в) парный старинный танец
г) упражнение
Итоговое занятие «Отчётный концерт»
Критерии оценки результатов
3 балла (высокий уровень) – безошибочно берутся аккорды, чистое звучание, нет пауз
при перестановке
аккордов, приёмы игры для правой руки исполняются чётко,
ритмично, вокал исполняется чисто, чёткое попадание в такт музыке;
2 балла (средний уровень) - безошибочно берутся аккорды, но звучание не чистое
(струны прижимаются не до конца), допускаются паузы при перестановке аккордов,
приёмы игры для правой руки исполняются не ритмично, вокал исполняется чисто, не
чёткое попадание в такт музыке;
1 балл (низкий уровень) – ошибки в постановке аккордов, звучание не чистое (струны
прижимаются не до конца), допускаются паузы при перестановке аккордов, ошибки при
игре правой рукой, вокал исполняется не чисто (присутствуют фальшивые ноты), не
чёткое попадание в такт музыке.

XII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Литература для педагога
Сборники:
1. Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985.
2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших
классов. – М., 1989.
3. Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. – 62
Литература для детей
Сборники:
1.
2.
3.
4.

Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1983
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2005
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Тоника»,1991
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Советский композитор»,
1984


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».