6 кл Курс Смысловое чтение 2025-2026

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
УО Администрации Алтайский район
МБОУ «Новомихайловская СШ»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на ШМО учителейпредметников

на Педагогическом
совете

Приказом МБОУ
«Новомихайловская СШ»

Протокол №1 от 25.08.2025

Протокол №1 от 29.08.2025

Приказ № 366 от 29.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2477073)
учебного курса «Смысловое чтение»
для обучающихся 6 класса

с. Новомихайловка 2025

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по учебному курсу «Смысловое чтение» для 6 класса
разработана на основе нормативно-методических документов, представленных в
Рабочей программе по Смысловому чтению на ступень основного общего образования,
составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и является авторской.
Программа является актуальной, так как развивает навыки работы с текстом,
позволяет ребенку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой
предметной направленности: математики и истории, физики и биологии, русского
языка и литературы, формирует функциональную грамотность.
Цель данного курса: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в
соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы
Задачи курса «Смысловое чтение» в 6 классе:
1.

Формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом.

2.

Познакомить обучающихся с различными видами чтения.

3.

Развивать умение использовать различные виды чтения при сборе информации в
определенных ситуациях: при выполнении классных и домашних заданий, при
выпуске газет, участии в конкурсах, филологических чтениях и т.д.

4.

Познакомить обучающихся с разными видами текстов.

5.

Углубить понятия о тексте.

6.

Научить читать и понимать тексты.

7.

Развивать читательскую грамотность обучающихся.

8.

Обучить вдумчивому и грамотному чтению через проведение анализа текста;

9.

Обучить выразительному чтению текста.

10.

Вызвать интерес обучающихся к книге как главному источнику знаний.

Программа «Смысловое чтение» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и
предполагает проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками 6 класса.
Используются следующие формы занятий: исследовательская, предметная,
поисковая, коммуникативная, проектная, игровая.
Педагогические технологии, используемые в процессе реализации программы:
1.

РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Приемы критического мышления: «кластер», «чтение с остановками», «инсерт»,
«синквейн», «шесть шляп мышления», «знаю – хочу узнать – узнал», «Фишбоун»,
«РАФТ», «толстые и тонкие вопросы».
1.

КСО (коллективный способ обучения): организация работы в парах постоянного и
сменного состава

Использование методики «Взаимодиктант», «Взаимная передача темы», «Поабзацное
изучение текста», «Взаимообмен заданиями»
1.

Технология проектной и исследовательской деятельности

1.

Планируемые результаты обучения
курса «Смысловое чтение» в 6 классе

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части
будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к
школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция
деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память,
творческое воображение, концентрация
внимания, объем словаря.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
В результате изучения раздела обучающийся научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
получит возможность научиться:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
В результате изучения раздела обучающийся научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
получит возможность научиться:
- находить в тексте требуемую информацию
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста.
Работа с текстом: оценка информации
В результате изучения раздела обучающийся научится:
- откликаться на содержание текста;
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- откликаться на форму текста;
получит возможность научиться:
- оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его
исполнения.
4. Содержание курса
Раздел 1. Умеем ли мы читать? (Приёмы чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с
которым связан процесс чтения. (Дидактический материал к занятию 1). Приёмы
чтения. Чтение с остановками. Чтение про себя с вопросами. Синквейн как приём
содержания рефлексии. Составление синквейна.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать
более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования;
обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата (создание
портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и
анализа информации о результатах работы для портфолио.
Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и
анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель
чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу;
потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы
развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информацию видах чтения,
которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое,
поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Раздел 2. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова
(отлат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань,
сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков:
выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);
отграниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или
нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность
(единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые
единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены);
смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой
действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора
к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие,
ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который
на уровне смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий.
Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина

(«Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета («Когда сквозная паутина…») – выявление групп
тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это
случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмикоинтонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения
литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме:
утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск
необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения.
Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность
мероприятия.
Раздел 3. С чего начинается текст? (Заглавие и эпиграф)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт. Эпиграф. Роль эпиграфа. Прогнозирование
содержания читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Подбор заглавия и
эпиграфа .Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в
формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник
Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к
жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего
времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова
профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие
отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского,
«Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами»
(«Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
• Географические последствия землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
• Золотые пески Египта (рекламная функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана

текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может
быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается
неверным?
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и
эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста,
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
• содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
• подбор заглавий,
– характеризующих тему;
– характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса, утверждения;
– указывающих на событие, время, действующее лицо;
– заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
– выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
– анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника
литературы) и побор эпиграфа.
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян
Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором
будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам,
данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий
период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и
подбор эпиграфа.
Раздел 4. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и
выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение,
оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при

определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на
абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная,
параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и
новое в текстах с разными способами связи. Средства связи.
Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это,
прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2) доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление
последовательности предложений в тексте.
Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму:
заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в
определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки
зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.
Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную
мысль, определять микротемы текста.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и
задания:
• Каким типом речи является данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
• Объясните деление текста на абзацы?
• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
• Определите средства связи между … и …предложениями.
• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и
обобщения.
Интеллектуальные игры:
 «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли
в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с
элементами того и другого).

 «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и
высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
 «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй
уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими
смысловыми отношениями.
 «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или
концу, соединение предложений в смысловое единство.
 «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и
маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие,
пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи смысла
и пунктуации в текстах-«путаницах».
Раздел 5. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста)
Логико-смысловой анализ учебно-научного и учебно-познавательного стиля,
художественного стиля». Скрытая информация в тексте.
Диалог с текстом. Вопросы к тексту. «Толстые» и «тонкие» вопросы к тексту.
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс
чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли
в тексте.
Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй
(сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в
порядке очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых
вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором,
проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и
составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и
выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие
воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов,
словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте.
Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и

выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при
знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать
коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного
обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных
единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих
единиц.
Анализ текста «День Наума Грамотника».
Раздел 6. Как читать и понимать текст? (Сплошные и не сплошные тексты)
Виды текстов. Сплошные и несплошные тексты. Учимся читать и понимать тексты:
понимание содержания сплошного текста; поиск и обработка информации в
несплошных текстах
Анализ текста «Когда слагаемые не равны сумме»
Турнир догадливых:
«О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и
анализ несплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал
путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с несплошными текстами по извлечению
информации.
Комплексный анализ текста «Как можно по-разному рассказать о ландыше»
Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы
Раздел 7. Что помогает понять текст? (План текста)
План текста. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный
(слово или словосочетание с существительным в именительном падеже),
вопросительный, тезисный. Составление плана текста. Перекодирование информации:
пометки, выписки, цитаты)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать
и фиксировать сжатую информацию в форме плана.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста,
выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в
разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.);
• выясните значение незнакомых слов, терминов;
• выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;

• запишите главную мысль абзаца кратко;
• откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативнымзамысломна этапе понимания и преобразования текстовой
информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение
учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана
(фактов, ключевых понятий, цитат). Формы записи могут создаваться с использованием
технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения
двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по
определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и
обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки;
предложить варианты использования собранного материала.
Работа с текстами «Большое гнездо», «Судебный поединок». Работа с текстом
«Палочки Непера» с использованием приёма ИНСЕРТ
Раздел 8. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план
текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение)
как средство формирования коммуникативных умений. Изложение с элементами
описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала); полное,
подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу
передачи содержания).
Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане.
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного
характера с элементами рассуждения (в качестве исходного
предлагается один из знакомых учащимся текстов).
Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Работа с текстом «Старый друг лучше новых двух»
Раздел 9. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку
учащихся и оценивание их деятельности учителем. Создание Памятки «название
подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы
помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения
стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания.
Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление
рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в
портфолио.
Возможные варианты советов в Памятку: начинайте чтение с выходных данных и
заголовка; ведите диалог с текстом и автором, задавайте вопросы и находите ответы,
давайте свои формулировки ответов; выясняйте, что непонятно; прогнозируйте

содержание; во время чтения маркируйте информацию, делайте выписки, составляйте
таблицы, схемы; составляйте план; пересказывайте текст; выражайте главную мысль и
т.п.
Оформление (индивидуальное) портфолио достижений как результата работы и
самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»
5. Тематический план
№ п/п
1

Наименование разделов
Раздел 1. Умеем ли мы
читать? (Приёмы чтения)

Кол-во
часов
5

Виды деятельности учащихся
Заполнение анкеты. Анализ
затруднений и совместное
прогнозирование, как чтение
текста сделать более
результативным.
Определение цели занятий на
основе выявленных затруднений и
прогнозирования; обсуждение
возможных результатов и формы
предъявления результата
(создание портфолио-отчёта или
портфолио достижений).
Знакомство с технологией сбора и
анализа информации о
результатах работы для
портфолио.
Оформление первой страницы
портфолио (результат работы с
текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания
учащимися, важно ли перед
чтением определять цель чтения
книги, статьи, параграфа учебника
и т.д. (чтобы подготовиться к
пересказу; потому что мне это
интересно; чтобы научиться чемулибо; чтобы узнать...; чтобы
развлечься, получить
удовольствие и т. п.) Восприятие
информацию о видах чтения,
которыми пользуется человек,
чтобы достичь своей цели
(выборочное: просмотровое,

поисковое, ознакомительное,
сканирующее, изучающее)
2

Раздел 2. Что и о чём?
(Углубление понятия о
тексте)

2

Обучающий тренинг:
сопоставление текстов на одну
тему и выявление различий.
Анализ темы «осень» и авторского
отношения к теме в
стихотворениях А.С. Пушкина
(«Октябрь уж наступил…»), А.А.
Фета («Когда сквозная паутина…»)
– выявление групп
тематических слов; в
стихотворении («Унылая пора!») и
прозе А.С. Пушкина («Это
случилось осенью.» (отрывок из
«Станционного смотрителя») –
выявление ритмикоинтонационной организации
текстов. Подготовка
выразительного чтения
литературных произведений.
Проект: организация проекта
подготовки к конкурсу чтецов по
выбранной теме:
утверждение темы, сроков,
выстраивание процесса
подготовки, включающего поиск
необходимого материала с
помощью приёмов просмотрового
(поискового) чтения.
Просмотр ресурсов интернета
через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие
варианты подборки текстов и
другая
направленность мероприятия.

3

Раздел 3. С чего начинается
текст? (Заглавие и эпиграф)

2

Устное сочинение-миниатюра:
«Как я понимаю высказывание Г.
Граник
Заголовок – это „входная дверь“
текста». Выявление понимания
роли заглавия в тексте.

Беседа: «Как писатели выбирают
заглавия».
Заголовок – краткое выражение
главной мысли, в том числе
ироническое («Любовь
к жизни» Д. Лондона, «Не
стреляйте в белых лебедей» Б.
Васильева, «Герой нашего
времени», М. Лермонтова);
заглавия-загадки («Всадник без
головы» М. Рида, «Голова
профессора Доуэля» А. Беляева,
«Мёртвые души» Н. Гоголя);
заглавия, выражающие отношение
автора к героям, событиям
(«Униженные и оскорблённые» Ф.
Достоевского, «Отверженные» В.
Гюго, «Кот-ворюга» К.
Паустовского); заглавия «с
сюрпризами» («Колотый сахар»,
«Корзина с еловыми шишками»,
«Тёплый хлеб» К. Паустовского) и
др.
Турнир догадливых «О чём
сообщает заглавие?» Анализ
заглавий текстов:
• Географические последствия
землетрясений (отражает тему);
• Осень – любимое время года
(отражает главную мысль);
• Принципы классификации
частей речи (отражает, как
построен текст);
• Умение читать правильно – это
залог успеха на всех уроках
(отражает результат);
• Золотые пески Египта
(рекламная функция);
• А вы верите в НЛО? (обращение к
опыту, знаниям, интересам
читающего);
• Кто самый прожорливый?
(привлечение внимания адресата).

Практикум: прогнозирование
содержания текста по заглавию,
составление плана
текста, сопоставление прогноза с
содержанием текста (для
прогнозирования может быть
предложен параграф или текст из
учебника по какому-либо
предмету).
Проблемный вопрос: зачем
обдумывать заголовок, если
предположение оказывается
неверным?
Умение понимать смысл и
назначение текста, задачу автора,
понимать роль
заглавия и эпиграфа, подбирать
заглавие, соответствующее
содержанию и общему смыслу
текста,
Обучающий тренинг «Как
подобрать заголовок?»:
• содержательный анализ
одноготекста, определение темы и
главной мысли;
• выбор одного из предложенных
заглавий и обоснование своей
точки зрения;
• подбор заглавий,
– характеризующих тему;
– характеризующих главную
мысль, сформулировкой в форме
вопроса, утверждения;
– указывающих на событие, время,
действующее лицо;
– заглавий-загадок, необычных
заглавий и др.;
– выбор заголовка на основе
языковых фрагментов текста;
– анализ пословиц
(подготовленная подборка или из
сборников/учебника

литературы) и побор эпиграфа.
Письменное сочинениеминиатюра: «Как я понимаю
высказывание М. Шагинян
Эпиграф не случаен – он
необходим для автора, как «ключ»
для композитора, в котором
будет звучать произведение».
Выявление понимания роли
эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»:
прогнозирование содержания и
главной мысли по эпиграфам,
данным в учебниках по разным
предметам к темам, которые
изучаются в текущий период (УМК
по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются
предтекстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с
содержанием изучаемой
темы/раздела?
• Как называется параграф
учебника? Каковы ваши
предположения о его содержании?
• Какую роль играет эпиграф к
разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой
теме?
• Какой материал следует знать /
повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на
перспективу): поиск возможного
названия портфолио и
подбор эпиграфа.
4

Раздел 4. Как построен
текст? (Строение текстов
разных типов речи)

3

Раздел 4. Как построен текст?
(Строение текстов разных типов
речи)
Умение использовать знания о
типологическом строении текста
при чтении и
выявлении, понимании
информации. Типы речи

(повествование, описание,
рассуждение,
оценка действительности) и их
сочетание в текстах. Приём
фотографирования при
определении типа речи. Связь с
композицией текста (деление
текста на абзацы/микротемы).
Способы связи между
предложениями (частями) в
тексте: цепная,
параллельная, комбинации
способов. Логика развёртывания
информации: данное и новое в
текстах с разными способами
связи. Средства связи.
Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1) спрогнозировать тему занятия
по эпиграфу «Связь предложений в
тексте – это, прежде всего, связь
смыслов» (Л.В. Щерба);
2) доказать справедливость
суждения академика, выполнив
задание на восстановление
последовательности предложений
в тексте.
Составление таблицы/опорной
схемы/опорного конспекта по
теории типов речи.
Упражнение на формирование
умения переводить информацию в
другую форму: заменять готовую
таблицу схемой или кластером
(графическое оформление текста в
определённом порядке в виде
«грозди»).
Практикум-исследование «Как
построен текст?»: анализ строения
текста с точки зрения типа речи,
установление смысловых и
грамматических связей
предложений. Тестовая работа по
применению умений работать с
информацией и выделять главную

мысль, определять микротемы
текста.
При ознакомительном и
изучающем чтении текстов
используются вопросы и задания:
• Каким типом речи является
данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи.
Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как
это связано с типом речи?
• Какова роль первого и
последнего предложений в тексте?
• Объясните деление текста на
абзацы?
• Какой способ связи между
предложениями (частями) в
тексте?
• Определите средства связи
между … и …предложениями.
• Почему для связи предложений
используется местоимение, а не
речевой повтор?
Интеллектуальная разминка:
установление оснований для
классификации и
обобщения.
Интеллектуальные игры:
• «Как говорят пословицы»:
изучающее чтение и определение
«сцеплений» мысли
в пословицах (смысловые части
соединены по сходству, по
противоположности, с
элементами того и другого).
• «Угадай продолжение»:
выявление смысловых связей в
пословицах и
высказываниях (цитаты,
крылатые выражения).
• «Собери предложение»: первый
уровень – из «рассыпанных» слов,

второй уровень – из частей,
которые связаны причинноследственными и другими
смысловыми отношениями.
• «Построй текст»: достраивание
сложных предложений по
заданным началу или концу,
соединение предложений в
смысловое единство.
• «Самое оригинальное
сравнение»: придумывание
сравнения.
Практикум-исследование учебного
или научно-популярного текста:
выявление и маркировка
информации по смысловому
содержанию – причина, цель,
следствие,
пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как
связаны смысл и пунктуация?»:
выявление Связи смысла и
пунктуации в текстах«путаницах».
5

Раздел 5. Погружение в
текст (Логико-смысловой
анализ текста)

3

Умение задавать вопросы как
мыслительная операция, которая
делает процесс
чтения активным, рефлексивным,
помогает понять логику движения
и развития мысли в
тексте.
Разминка (в парах) «Сочиняем
истории по вопросам»:
придумывание историй
(сказок) по вопросам, которые
задаются поочерёдно друг другу и
на которые так же в
порядке очерёдности отвечают
оба участника.
Практикум «Учимся задавать
вопросы»: приёмы обнаружения в
тексте скрытых

вопросов, прогнозирование
ответов на скрытые вопросы и
вопросы, заданные автором,
проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон
«Почемучки»: использование
технологии РКМЧП и
составление таблицы «Кто? Что?
Когда? Где? Почему?» при чтении
текста.
Фиксирование результатов
деятельности в портфолио
Умение осмыслять информацию,
осуществляя мыслительные
операции анализа и
выделения главной и
второстепенной, явной и скрытой
информации; развитие
воображения, умения
прогнозировать. Выявление
смыслов из всех слов,
словосочетаний,
предложений, а также из их
монтажа в тексте.
Обучающий тренинг «Словам
тесно, а мыслям — просторно»:
анализ текста и
выявление скрытой информации в
тексте.
Игра (командная) «Моментальное
фото»: актуализация фактора
времени при
знакомстве с учебным
(познавательным) текстом,
решение задачи — собрать
коллективными усилиями
максимум информации и
установить на этапе
коллективного
обсуждения фиксирование
значимых для данного текста
информационных

единиц. Игровой результат
действия команд определяется
наличием именно этих единиц.
Анализ текста «День Наума
Грамотника».
6

Раздел 6. Как читать и
понимать текст? (Сплошные
и несплошные тексты)

8

Анализ текста «Когда слагаемые
не равны сумме»
Турнир догадливых:
«О чём рассказал билет на
выставку/концерт/спектакль?»
Ознакомительное чтение и анализ
несплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» /
«О чём рассказала реклама?» / «О
чём рассказал путеводитель?» и
т.п.: Аналитическая работа с
несплошнымитекстами по
извлечению информации.
Комплексный анализ текста «Как
можно по-разному рассказать о
ландыше»
Работа с текстами, содержащими
рисунки, таблицы, диаграммы,
схемы

7

Раздел 7. Что помогает
понять текст? (План текста)

5

Умение структурировать
информацию во время чтения и
после чтения,
перерабатывать и фиксировать
сжатую информацию в форме
плана.
Обучающий тренинг «Как
составить план»: изучающее
чтение учебного текста,
выявление главной мысли в
каждом абзаце, параллельная
запись главной мысли в разных
формах.
Во время чтения и анализа текста
используются притекстовые
вопросы и задания:
• выделите по ходу чтения
ключевые слова, термины,
незнакомые слова;

• выделите в тексте определения
понятий (формулировки правил,
примеры,
вспомогательную информацию и
т.п.);
• выясните значение незнакомых
слов, терминов;
• выделите слова, которыми
передаётся главная мысль
каждого абзаца;
• запишите главную мысль абзаца
кратко;
• откорректируйте запись и
составьте план в одной форме
(назывной, вопросный и т.д.)
Умение делать пометки, выписки,
цитировать фрагменты текста в
соответствии с
коммуникативнымзамысломна
этапе понимания и
преобразования текстовой
информации.
Обучающий тренинг «Кто
записывает, тот читает дважды»:
изучающее чтение
учебного текста, составление и
запись плана, выписки,
соответствующие пунктам плана
(фактов, ключевых понятий,
цитат). Формы записи могут
создаваться с использованием
технологий РКМЧП (таблица «Что?
Где? Когда? Где? Почему?», приёма
ведения двухчастного дневника).
Вариант задания: используя
приёмы просмотрового чтения,
отобрать материал по
определённой теме
(предоставленный учащимся
материал должен быть
избыточным и
обязательно включать тексты,
которые не связаны с темой),

сделать выписки; предложить
варианты использования
собранного материала.
Работа с текстами «Большое
гнездо», «Судебный поединок».
Работа с текстом «Палочки
Непера» с использованием приёма
ИНСЕРТ
8

Раздел 8. Когда текст
прочитан (Обработка и
предъявление информации:
план текста и пересказ)

3

Использование умения
анализировать композицию текста
и отражать её в плане. Устное
изложение: подготовка устного
сжатого пересказа текста
повествовательного характера с
элементами рассуждения (в
качестве исходного предлагается
один из знакомых учащимся
текстов).
Замена/расширение информации
своими аргументами/примерами.
Работа с текстом «Старый друг
лучше новых двух»

9

Раздел 9. Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление портфолио)

3

Обсуждение в группах и
коллективное (индивидуальное)
составление рекомендаций,
помогающих организовать
процесс чтения. Включение
Памятки в портфолио.
Возможные варианты советов в
Памятку: начинайте чтение с
выходных данных и заголовка;
ведите диалог с текстом и
автором, задавайте вопросы и
находите ответы, давайте свои
формулировки ответов;
выясняйте, что непонятно;
прогнозируйте содержание; во
время чтения маркируйте
информацию, делайте выписки,
составляйте таблицы, схемы;
составляйте план; пересказывайте
текст; выражайте главную мысль
и т.п.
Оформление (индивидуальное)
портфолио достижений как
результата работы и

самоанализа.
Итоговый контроль:
Представление портфолио «Мои
достижения»
Итого:

34

6. Поурочное планирование
№

Наименование разделов,
тем

Колво
часо
в

ЦОР

Дата
(по
плану)

Раздел 1. Умеем ли мы читать? (Приёмы чтения) 5 ч
1

Урок введение. Умеем ли
мы читать? Мониторинг
качества чтения,
анкетирование учащихся

1

(http://www.slovari.ru

02.09

2

Приёмы чтения

1

http://schoolcollection.edu.ru

09.09

3

Чтение с остановками

1

https://resh.edu.ru/

16.09

4

Чтение про себя с
остановками

1

http://www.it-n.ru

23.09

5

Синквейн как приём
рефлексии содержания

1

,http://ru.wikipcdia.org, http:
//feb-web.rii/feb/slt/abc)

http://www.slovari.ru

30.09

Раздел 2. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) 2ч
6

Основные признаки текста

1

http://www.slovari.ru

07.10

7

Тема и основная мысль в
тексте

1

https://resh.edu.ru/

14.10

http://www.it-n.ru

Раздел 3. С чего начинается текст? (Заглавие и эпиграф) 2ч
8

Роль заглавия в тексте

1

http://www.wikipedia.ru

21.10

9

Эпиграф. Роль эпиграфа

1

http://www.slovari.ru

11.11

https://resh.edu.ru/
http://www.it-n.ru
Раздел 4. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) 3ч
10

Смысловые связи в тексте

1

http://www.slovari.ru

18.11

11

Абзац и микротема

1

https://resh.edu.ru/

25.11

Дата
(по
факту

12

Урок-практикум. Тестовая
работа по применению
умений работать с
информацией, определять
главную мысль и выделять
микротемы текста

1

http://www.it-n.ru

02.12

Раздел 5. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста) 3ч
13

Погружение в текст.
Анализ текста учебнонаучного и
познавательного стиля

1

http://www.wikipedia.ru

09.12

14

Скрытая информация в
тексте

1

16.12

15

Диалог с текстом.
Составление «толстых» и
«тонких» вопросов по
тексту

1

23.12

https://resh.edu.ru/
http://www.it-n.ru

Раздел 6. Как читать и понимать текст? (Сплошные и несплошные тексты) 8ч
Виды текстов. Сплошные и
несплошные тексты

1

17

Понимание содержания
сплошного текста

1

18

Анализ текста «День Наума
Грамотника»

1

19

Поиск и обработка
информации в
несплошных текстах. «О
чём рассказал билет на
концерт, спектакль, чек из
магазина?»

1

20

«О чём рассказала
реклама?» Аналитическая
работа с несплошным
текстом по извлечению
информации

1

10.02

21

Работа с текстами,
содержащими рисунки,
таблицы, схемы,
диаграммы

1

17.02

22

Комплексный Анализ
текста «Как можно поразному рассказать о
ландыше»

1

24.02

16

http://www.wikipedia.ru

13.01

http://www.it-n.ru
http://www.krugosvet.ru
http://schoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/
http://www.krugosvet.ru

20.01
27.01
03.02

www.wikipedia.ru
http://www.rubricon.ru

23

Защита проекта по
созданию несплошного
текста

1

03.03

Раздел 7. Что помогает понять текст? (План текста) 5ч
24

План текста. Виды плана

1

http://www.wikipedia.ru

10.03

25

Составление разных видов
плана. Работа с текстом
«Большое гнездо»

1

http://schoolcollection.edu.ru

17.03

26

Перекодирование
информации: пометки,
выписки, цитаты

1

27

Урок-практикум. Работа с
текстом «Судебный
поединок»

1

07.04

28

Работ с текстом «Палочки
Непера» с использованием
приёма ИНСЕРТ

1

14.04

https://resh.edu.ru/
http://katalog.iot.ru

31.03

Раздел 8. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план
текста и пересказ) 3ч
29

План текста и пересказ

1

http://katalog.iot.ru

21.04

30

Работа с текстом «Старый
друг лучше новых двух»

1

28.04

31

Составление синквейна по
текстам «Вода живая и
мёртвая», «В худшем
случае»

1

05.05

Раздел 9. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Создание памятки «Школа
чтения»

1

33

Контрольное задание по
тексту

1

34

Защита проекта.
Представление портфолио
«Мои достижения»

1

32

http://www.wikipedia.ru
http://www.slovari.ru
http://www.krugosvet.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.rubricon.ru
https://resh.edu.ru/
http://katalog.iot.ru

ИТОГО:

12.05

34
часа

19.05
26.05

7.Формы подведения итогов реализации
1. Участие в школьной научной конференции.
2. Реализация проектной деятельности:
1.

создание памятки;

2.

создание портфолио;

3.

составление синквейна, кластера;

4.

создание творческих работ;

5.

защита проекта «Мои достижения».
8. Список литературы и интернет-ресурсы

1.

Гранин Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит – М., 1991

2.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя
общеобразоват. учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – 2-е изд., дораб. –
М.:Просвещение,2011

3.

Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения, Изучающее чтение
// Русский язык в школе. – М., 1998. - № 2

4.

Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980

5.

Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи.
Выразительные средства художественной речи. – М. Русское слово, 2008

6.

Детская энциклопедия. Профессия – журналист. – М., 1999, - № 2

7.

НарушевичА.Г.Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5 – 11 классы: учебнометодическое пособие / А.Г. Нарушевич/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов
н/Д: Легион, 2013

8.

Новые образовательные стандарты. Русский язык. 5-11 классы. Использование
технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину- Дьяченко) / Авт.-сост.
Г.М.Вялова. – М.:Планета, 2012

9.

Цветкова Г.В. Литература 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. –
Волгоград: Учитель, 2012

10.

Ястребцова Е. Н., Быховский Я.С. Intel, Обучение для будущего (при поддержке
Microsoft), - М.: издательство – торговый дом, «Русская Редакция», 2004

Ресурсы ИКТ

1.

BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской
библиотеки.

2.

Диск «Пушкин Александр Сергеевич. Сказки».

3.

Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля,
Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000
терминов».

4.

Диск «Сказки великого Х. К. Андерсена».

5.

Диск « Словарь литературоведческих терминов».

6.

Диск «Сказы П.П. Бажова».

7.

Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и
Мефодий. 5 класс».

8.

Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы.
Поговорки».

Интернет-ресурсы
1.

http://www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

2.

http://www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

3.

http://www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикой».

4.

http://www.slovari.ru Электронные словари.

5.

http://www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская
литература и фольклор».

6.

http://www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

7.

http://window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам

8.

http://school-collection.edu.ru Каталог единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов

9.

http://fcior.edu.ru Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального
центра

10.

http://katalog.iot.ru Образовательные ресурсы сети Интернет

11.

http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей

12.

http://standart.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт

13.

https://resh.edu.ru/ «Российская электронная школа»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».