МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Республики Хакасия
Управление образования Алтайский район
МБОУ «Новомихайловская СШ»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 415 от «28» 08
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного занятия «Учение с увлечением»
Для 1 класса
село Новомихайловка 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учение с увлечением» для 1 класса
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения.
Программа ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности
обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.
Цель:
- Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала,
развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
1. Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов
творческой деятельности.
2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса,
«умений учиться».
3. Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях
ситуации успеха.
4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения.
Содержание программы представлено следующими разделами: планируемые результаты изучения
учебного курса, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование.
Программа рассчитана на 33часа, из расчета проведения занятий на каникулах.
1. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
• овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их
происхождении и назначении;
• формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом;
• формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
совместно с учителем .
• Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
продуктивных заданий
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять
успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
• Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
• Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем
словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на
развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
• Слушать и понимать речь других.
• Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий
и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством
формирования этих действий служит работа в малых группах
•
Предметные результаты изучения курса в 1-м классе
Обучающиеся научатся:
• Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
• Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
• Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения,
уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
• Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах
"Кенгуру" и "Медвежонок" и др.
• Повышение интеллектуального уровня обучающихся.
• Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного
года.
Ожидаемые результаты:
Результатом
работы по программе данного курса можно считать сформированность у
обучающихся любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению
познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов,
творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.
2. Содержание учебного курса
Знатоки окружающего мира (8 часов)
1.Удивительные млекопитающие.
Разгадывание
кроссвордов
о
животных.Работа
с
детскими
энциклопедиями.
2. Забавные пернатые друзья.Игра «Узнай птицу по описанию».Работа с детскими
энциклопедиями
3. Бабочки и мотыльки.
Игра «Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек».Выполнение узора на крыльях
бабочки (понятие симметрии).
4.Тайны растений.
Разгадывание кроссвордов о растениях.Составление описания экзотического фрукта.
5.В царстве грибов.
Игра «Узнай и расскажи о грибе».
6. Загадки под водой
Разгадывание кроссвордов о рыбах.Работа с детскими энциклопедиями.
7. Самые известные заповедники России.
Рисование природоохранных знаков.
8. КВН «Знатоки природы».
Выполнение заданий по теме.
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов)
9.Пословица недаром молвится.
Игра «Собери пословицу».
10. Литературные герои в ребусах.Разгадывание ребусов.
11. Крылатые слова и выражения.
Составление словаря крылатых выражений.
12. Решение олимпиадных заданий.
Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок –
языкознание для всех».
13. Фразеологизмы.
Игра «Объясни смысл фразеологизма и сравни с рисунком».
14. Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.
Чтение и анализ рассказов о происхождении слов.
15. Литературные викторины.
Выполнение заданий викторин.
16. Сказка ложь, да в ней намек…
Сочинение сказки по заданному началу.
17. Поучимся разгадывать шарады.
Разгадывание шарад.
18. Волшебница анаграмма.
Понятие анаграмма; разгадывание анаграмм.
19. Кроссворды- тесты.Познакомить с понятием кроссворда-теста; разгадывание кроссвордовтестов.
20.Загадка, загадка, открой свою тайну.
Сочинение собственных загадок.
21. Текст.
Составление текстов по картинке, серии картинок.
22. Тема и основная мысль текста.
Определение темы и основной мысли текста.
23. Заголовок текста.
Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту.
24. Составление текста на заданную тему.
Составление текста.
Знатоки математики (9 часов).
25.Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Знакомство с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки», решение задач.
26.Нестандартные задачи.
Понятие «нестандартные задачи» их решение.
27. Решение олимпиадных заданий.
Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру.
28.Графические диктанты.
Понятие «Графические диктанты», ориентирование на плоскости, выполнение заданий.
29. Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических
фигур.
Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; решение головоломок
различных видов.
30. Спичечный турнир.
Выполнение заданий по теме.
31. Диаграммы.
Знакомство с понятием «Диаграмма»; различными видами диаграмм; расшифровка диаграмм,
построение столбчатой диаграммы.
32.Группировка предметов.Поиск закономерностей.Знакомство с различными видами
группировки; выполнение заданий.
33. Интеллектуальная игра «Учение с увлечением».Обобщить знания по изученным разделам.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение.
Основные формы проведения занятий:этические и познавательные беседы,
тренинги,
практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры,
задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов
выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных.
Творческие работы представляются в виде:
•
•
•
•
•
Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
Отчётов по наблюдению за природными объектами;
Оформленных исследовательских работ;
Стихотворений;
Книг-раскладушек и т.
3. Тематическоепланирование
п/п
Учебно - тематический план
Количество
часов
1.
Знатоки окружающего мира
8ч
2.
Знатоки литературного чтения и русского языка
16 ч
3.
Знатоки математики
8ч
Всего
32часа
Календарно - тематическое планирование
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Дата проведения
По плану
1.
Знатоки окружающего мира (8 часов)
Удивительные млекопитающие
1
5.09
2.
Забавные пернатые друзья
1
12.09
3.
Бабочки и мотыльки
1
19.09
4.
Тайны растений
1
26.09
5.
В царстве грибов
1
3.10
6.
Загадки под водой
1
10.10
7.
Самые известные заповедники России
1
17.10
8.
КВН «Знатоки природы»
1
24.10
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов)
9.
Пословица недаром молвится
1
7.11
10.
Литературные герои в ребусах
1
14.11
11.
Крылатые слова и выражения
1
21.11
12.
Решение олимпиадных заданий
1
28.11
13.
Фразеологизмы
1
5.12
14.
Происхождение слов. Знакомство с наукой
этимологией
1
12.12
15.
Литературные викторины
1
19.12
16.
Сказка ложь, да в ней намек… (Вариант –
посещение представления театра сказок)
1
26.12
17.
Поучимся разгадывать шарады
1
9.01
18.
Волшебница анаграмма
1
16.01
19.
Кроссворды- тесты
1
23.01
20.
Загадка, загадка, открой свою тайну
1
30.01
21.
Текст
1
6.02
22.
Тема и основная мысль текста
1
13.02
23.
Заголовок текста
1
27.02
24.
Составление текста на заданную тему
1
6.03
25.
Знатоки математики (8 часов)
Задачи в стихах. Задачи-шутки
1
13.03
26.
Нестандартные задачи
20.03
1
По факту
27.
Решение олимпиадных заданий
1
3.04
28.
Графические диктанты
1
10.04
29.
Математические головоломки. Танграм –
китайская головоломка из геометрических фигур
1
17.04
30.
Спичечный турнир. Диаграммы.
1
24.04
31.
Диаграммы. (Экскурсия на предприятие)
1
15.05
32.
Группировка предметов.Поиск закономерностей
1
22.05