МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Хакасия УО Администрация Алтайского района МБОУ «Новомихайловская СШ» Приказ №415 от «28» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная программа (естественно-научное направление) «Удивительная химия» 8-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста») Возраст учащихся:14-18 лет Срок реализации: 1 год Исполнитель: Учитель биологии и химии 1 квалификационной категории Понкрашова Алина Игоревна село Новомихайловка 2024 г 1. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительная химия» с использованием технологического оборудования «Точка роста» для обучающихся 8-11 классов МБОУ «Новомихайловская СШ» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа «Удивительная химия» имеет естественно-научную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников. Программа составлена с учетом требований федеральных государственныхстандартов и соответствует возрастным особенностям. Программа способствует формированию предметных и универсальных способов действий, самоорганизации, саморегуляции, развитию познавательной и эмоциональной сферы личности ребёнка, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что программа предусматривает создание учащимися малых и больших проектов, основанных на интересах и потребностях ребят, направленных на вовлечение эксперимента, позволяющего получать достовернуюинформацию о протекании тех или иных химических процессов, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучающиеся смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников в динамичную учебно-познавательную и исследовательскую деятельность, на развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Программа «Удивительная химия» предназначена для обучающихся, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена наформирование у учащихся умения поставить цель и организовать еѐ достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Главная цель программы: развитие способностей каждого обучающегося и выявление наиболее способных к химической деятельности учащихся. Задачи: • реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам естественно-научной направленности, в том числе в рамках внеурочной деятельности обучающихся; • разработка и реализация разноуровневых дополнительныхобщеобразовательных программ естественно-научной направленности, а также иных программ, в том числе в каникулярный период; • вовлечение учащихся и педагогических работников в проектную деятельность; • повышение профессионального мастерства педагогическихработников, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Решение задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Примеры проектов: учебно познавательные и исследовательские работы (Биологические и пищевые добавки, Борьба с вредителями, Вода, которую мы пьем и др.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Основные этапы внеурочной проектной деятельности: 1. Выбор темы. 2. Сбор сведений. 3. Выбор проектов. 4. Реализация проектов. 5. Презентации. На первом этапе, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предлагаются им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности. Занятия разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Реализация проектов - на этом этапе дети готовят выбранные ими проекты,сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы. Каждый ребенок имеет право: –не участвовать ни в одном из проектов; –участвовать одновременно в разных проектах вразных ролях; –выйти в любой момент из любого проекта; –в любой момент начать свой новый проект Связь с предметной деятельностью Работа над темой и проектная деятельность позволяют связыватьурочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. В современной школе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Основные принципы программы: - Принцип системности - Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебнымпроцессом. - Принцип гуманизации - Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. - Принцип опоры - Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. - Принцип совместной деятельности детей и взрослых - Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. - Принцип обратной связи - Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. - Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Программа «Удивительная химия» рассчитана на 34 часа, 1час в неделю. (8-9 класс). В основе практических работ лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-познавательных, исследовательских проектов. 2. Планируемые результаты изучения курса В результате работы по программе курса учащиеся научатся: • объяснять суть химических процессов; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • устанавливать принадлежность химической реакции к определѐнномутипу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые); 5). составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращѐнные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций; • прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции; • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов; • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции; • приготовлять растворы с определѐнной массовой долей растворѐнного вещества; • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов; • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов Содержание программы «Точка роста» связано с многими учебными предметами, в частности - математика, биология, физика, география. Личностные универсальные учебные действия у выпускника будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачейи условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ре- троспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в томчисле с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Выпускник получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающиекомпоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные универсальные учебныедействия Выпускник научится: • адекватно использовать коммуникативные, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструментыИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных по- зиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Формы контроля и выход на результат. Контроль текущий, промежуточный, итоговый. Результаты работы и контроль осуществляется как на занятиях внеурочной деятельности, так и на различных конкурсах, олимпиадах. Возможно представление наиболее успешных проектов среди учеников начальной школы. 2. Содержание учебного курса № 1 2 3 4 Тема раздела Химия – наука о веществах и превращениях Вещества вокруг тебя! Оглянись! Увлекательная химия для экспериментаторов Индивидуальные проекты Кол-во часов 2 16 12 4 Календарно - тематический планирование 8-11 класс № п/п № п/п Тема занятия Тип занятия 1 1 Химия или магия? Вводный урок Немного из истории химии. Техника безопасности вкабинете химии 2 2 Урок лекция, беседа 3 3 Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра. Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. 4 4 Способы разделения смесей. 5 5 6 6 Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и ее физиологическое воздействие. Урок повторения, обобщения и систематизации материала Урок повторения, обобщения и систематизации материала 7 7 8 8 Питьевая сода. Свойства и применение. Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека. Урок систематизации знаний. Урок повторения, обобщения и систематизации материала Урок изучения нового Урок изучения нового Дата (по плану) Примечание Дата (фактически) 9 9 10 10 11 11 12 12 13 14 15 16 Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметическиепрепараты? Можно ли самому изготовить духи? Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке? Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке 14 «Зелѐнка» или раствор бриллиантового зелёного 15 Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. 16 Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина 13 Урок изучения нового Урок изучения нового Урок практикум Урок изучения нового Урок практикум Урок контроля Урок повторения, обобщения и систематизации материала Урок практикум Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Глюкоза, ее свойства и применение. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Урок изучения нового 19 Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Урок повторения, обобщения и систематизации материала 20 20 Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. Урок повторения, обобщения и систематизации материала 21 21 Урок творчества 22 22 История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Состав школьного мела. 23 23 Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Урок практикум 24 24 Лабораторная работа 16 «Секретные чернила». Урок практикум 25 25 Урок практикум 26 26 27 27 28 28 Лабораторная работа 17. «Получение акварельных красок». Лабораторная работа 18. «Мыльные опыты». Лабораторная работа 19. «Как выбрать школьный мел». Лабораторная работа 20. «Изготовление школьных мелков». 17 17 18 18 19 Урок повторения, обобщения и систематизации материала Урок повторения, обобщения и систематизации материала Урок практикум Урок практикум Урок практикум Лабораторная ра- Урок практикум бота 21 «Определение среды раствора спомощью индикаторов». Урок практикум Лабораторная работа 22. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рНраствора». Урок повтореПодготовка и ния, обобщения защита проектов и систематизации материала 29 29 30 30 31 31 32 32 Подготовка и защита проектов Урок повторения, обобщения и систематизацииматериала 33 33 Подготовка и защита проектов Урок повторения,обобщения и систематизации материала 34 34 Подготовка и защита проектов Итого: 34часа Урок контроля Перечень доступных источников информации В разделе представлен список книг и ссылок на сайты, в которых более подробно освещены различные аспекты рассматриваемых вопросов. Их можно рекомендовать как учителю, так и обучаемым, проявившим интерес к изучаемой теме 1. Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л. А. Практикум по аналитической химии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Химия, 2000. — 328 с. 2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.: Химия, 1979. — 392 с. 3. Дерпгольц В. Ф. Мир воды. — Л.: Недра, 1979. — 254 с. 4. Жилин Д. М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для студентов. — М.: МГИУ, 2006. — 322с. 5. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ Беспалов П. И. Дорофеев М.В., Жилин Д.М., Зимина А.И., Оржековский П.А. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 229 с. 6. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие. — М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002. — 347 с. 7. Леенсон И. А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость. — М.: ООО «Издательство Астрель, 2002. — 192 с. 8. Неорганическая химия: В 3 т./ Под ред. Ю. Д. Третьякова. Т. 1: Физико-химические основы неорганической химии: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/М. Е. Тамм, . Ю. Д. Третьяков. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. —240 с. 9. Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. — М.: Педагогика, 1976. — 96 с. 10. Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. — М.: Яуза-пресс. 2011. — 208 с. 11. Сусленникова В.М, Киселева Е. К. Руководство по приготовлению титрованных растворов. — Л.: Химия, 1967. — 139 с. 12. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия / Глав. ред.В. А. Володин, вед. науч. ред. . И. Леенсон. — М.: Аванта +, 2003. — 640 с. 13. Чертков И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.: Просвещение, 1989. — 191 с. 14. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественнонаучной грамотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti 15. Сайт МГУ. Программа курса химии для учащихся 8—9 классов общеобразовательной школы. http://www.chem.msu.su/rus/books/20012010/eremin-chemprog. 16. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog. Оснащение учебного процесса Оборудование центра «Точка роста» Информационные средства Интернет-ресурсы на русском языке 1. http://www.alhimik.ru. Представлены следующие рубрики: советы абитуриенту, учителю химии, справочник (очень большая подборка таблиц и справочных материалов), веселая химия, новости, олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических сведений) 2. http://www.hij.ru/. Журнал «Химия и жизнь»понятно и занимательно рассказывает обо всем интересном, что происходит в науке и в мире, в котором мы живем. 3. http://chemistry-chemists.com/index.html. Электронный журнал «Химики и химия» представлено множество опытов по химии, занимательной информации, позволяющей увлечь учеников экспериментальной частью предмета. 4. http://c-books.narod.ru. Всевозможная литература по химии. 5. http://www.drofa.ru. Известное издательство учебной литературы. Новинки научно-популярных и занимательных книг по химии. 6. http://1september.ru/. Журнал для учителей и не только. Большое количество работ учеников, в том числе и исследовательского характера. 7. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya. Всероссийский школьный портал со ссылками на образовательные сайты по химии. 8. www.periodictable.ru. Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный экспериментом. Литература Для учителя: 1. Груздева, Н. В. Юный химик, или Занимательные опыты с веществами вокруг нас [Текст] : иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. – СПб. : Крисмас+, 2006. – 105 с. 2. Ольгин, О. М. Опыты без взрывов [Текст] / О. М. Ольгин. – 2-е изд. – М. : Химия, 1986. – 147 с. 3. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии [Текст] / О. М. Ольгин. – М. : Детская литература, 2001. – 175 с. 4. Смирнова, Ю. И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии [Текст] / Ю. И. Смирнова. – СПб. : МиМ-экспресс, 1995. – 201 с. 5. Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995. 6. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. Для учащихся: 1. Ола, Ф. Занимательные опыты и эксперименты [Текст] / Ф. Ола [и др.]. – М. : Айрис-Пресс, 2007. – 125 с. – (Серия «Внимание: дети!»). 2. Рюмин, В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия [Текст] / В. Рюмин. – 8-е изд. – М. : Центрполиграф, 2011. – 221 с.