Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новомихайловская средняя школа» Утвержден приказом МБОУ «Новомихайловская СШ» от 28.08.2024 №415 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД с.Новомихайловка, 2024 Пояснительная записка Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новомихайловская средняя школа» и позволяет реализовывать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. План внеурочной деятельности является частью организационных разделов ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО и представляет собой описание целостной системы функционирования школы в сфере внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности МБОУ «Новомихайловская СШ» разработан на основе следующих нормативных документов: − Устав МБОУ «Новомихайловская СШ»; − основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Новомихайловская СШ»; − основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новомихайловская СШ»; − основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Новомихайловская СШ». Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. Внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям, отражённым в образовательных программах начального, основного и среднего общего образования. Внеурочная деятельность учащихся организуется с целью содействия в достижении учащимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, общего и среднего образования. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, направления внеурочной деятельности определяются школой в соответствии с основными образовательными программами. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, секции, концерты, литературные гостиные, конференции, викторины, соревнования, учебные исследования и т.д. План внеурочной деятельности составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательной деятельности, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательной деятельности, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Цель внеурочной деятельности — создание условий для реализации детьми своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, 2 социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. Задачи внеурочной деятельности: • расширение общекультурного кругозора; • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; • включение в личностно значимые творческие виды деятельности; • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей; • участие в общественно значимых делах; • помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования; • создание пространства для межличностного общения. Администрация школы определяет возможности для организации внеурочной деятельности проводя анализ ресурсного обеспечения (материальнотехнической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения). Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью: • получения информации о направлениях и еженедельной нагрузке учащихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных); • знакомства родителей (законных представителей) с возможностями школы по организации внеурочной деятельности учащихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности учащихся); • получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности учащихся. План обеспечивает реализацию всех этих направлений и предоставляет возможность выбора занятий внеурочной деятельности каждому учащемуся в объеме до 10 часов в неделю в 1-11классах. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся: 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок). Целями организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования является обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в школе, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей. 3 МБОУ «Новомихайловская СШ» на 2024-2025 учебный год Начальное общее образование Основные направления внеурочной деятельности Направление внеурочной деятельности Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Общеинтеллектуаль ное Спортивнооздоровительное Художественноэстетическая творческая Проектноисследовательская Работа со слабоуспевающими учащимися/ Работа с одаренными детьми Функциональная грамотность Наименование кружка, секции «Разговор о важном» Количество часов в неделю 1 2 3 4 класс класс класс класс 1 1 1 1 Смысловое чтение Занимательный английский «Калейдоскоп подвижных игр» Азбука здоровья 1 1 1 Количество часов 4 1 1 - 4 1 - 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 ОФП - 1 1 1 3 Кукольный театр «Капелька» Творческая мастерская Музыкальная капель (хор) «Чудеса науки и природы» «Учение с увлечением!» 1 - - 1 1 1 1 1 1 1 1 «Функциональная грамотность: учимся для жизни» 1 1 4 1 4 1 1 4 0,5 1 1 3,5 1 0,5 1 1 3,5 10 10 10 10 40 1 ИТОГО Кукольный театр «Капелька» (1класс) – программа способствует развитию разносторонней личности ребенка, развитию выразительного чтения художественных произведений, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, направлена на развитие сценических способностей речевой и сценической культуры, приобретение опыта навыков общения в коллективе, активного участия в классных и школьных мероприятиях. «Чудеса науки и природы» (1-4 классы) – программа интегрирует в себе пропедевтику предметов естественнонаучного цикла, формирует интерес к этим 4 предметам и расширяет кругозор. Целями организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования является создание условий обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Основные направления внеурочной деятельности в 5-9 классах: 5 МБОУ «Новомихайловская СШ» на 2024-2025 учебный год Основное общее образование Направление внеурочной деятельности Развитие личности, ее способностей Художественноэстетическая творческая Профориентация Работа со слабоуспевающи ми и одаренными детьми Спортивнооздоровительное Ученические сообщества ИТОГО Основные направления внеурочной деятельности Наименование Количество часов в неделю кружка, секции 5 6 7 8 9 класс класс класс класс класс «Разговор о 1 1 1 1 1 важном» «Читательская 1 грамотность» Музыкальная 1 1 1 1 1 студия (хор) Театральная 1 1 2 студия Художественное 1 1 1 слово Профориентацион ный курс «Россия1 1 1 1 мои горизонты» Подготовка к ОГЭ 1 по русскому языку Подготовка к ОГЭ 1 по математике Подготовка к ОГЭ 1 по обществознанию Подготовка к ОГЭ 1 по биологии ОФП 1 1 1 1 1 Клуб волонтеров «Горячее сердце» ДЮП ЮИД РДДМ Юнармия Кол-во часов 5 1 5 4 3 4 4 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 - 4 1 1 1 1 - 4 1 1 - 1 - 1 - 4 1 1 2 10 10 10 10 50 10 Целью внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. Реализация внеурочной деятельности осуществляется по духовнонравственному, социальному, спортивно-оздоровительному и общекультурному и общеинтеллектуальному направлениям. Эти направления реализуются классными руководителями через программу воспитательной работы, через жизнь ученического сообщества - детско-юношеского объединения «Юность», 6 воспитательные мероприятия (проблемно-ценностное общение: акция «Бессмертный полк», Вахта памяти, акции, классные часы, внеклассные мероприятия и досугово-развлекательная деятельность: школьные вечера, спортивные и оздоровительные акции: ГТО и т.д.), интеллектуальное направление реализуется через познавательную деятельность (НОУ, ВсОШ и т.д.). Кроме этого, основные направления внеурочной деятельности в 10-11 классы МБОУ «Новомихайловская СШ» на 2024-2025 учебный год Среднее общее образование Направление внеурочной деятельности Развитие личности, ее способностей Основные направления внеурочной деятельности Наименование кружка, Количество часов в неделю секции 10 11 Всего «Разговор о важном» 1 1 2 Художественноэстетическая творческая Музыкальная студия (хор) 1 1 2 Медиацентр «Школьное окно» 1 1 2 Работа со слабоуспевающими и одаренными детьми Решение математических задач с практическим содержанием (Подготовка к ЕГЭ) - 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 10 1 1 10 2 2 20 Профориентация Патриотическое Спортивнооздоровительное Ученические сообщества Профориентационный курс «Россия-мои горизонты» Начальная военная подготовка «По страницам истории» ОФП Клуб волонтеров «Горячее сердце» Юнармия РДДМ ИТОГО 2 2 Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся. Списочный состав групп внеурочной деятельности определяется с учетом интересов учащихся и их родителей (законных представителей). Зачисление учащихся в группы внеурочной деятельности осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Продолжительность занятий внеурочной деятельности: 1-2 классы – 25 минут, 3-11 классы – 40 минут. В соответствии с программой, педагог может проводить аудиторные и внеаудиторные занятия. Каждый учащийся имеет право заниматься в группах разной направленности, а также изменять направление внеурочной деятельности с согласия родителей (законных представителей). Учет проведенных занятий внеурочной деятельности педагоги фиксируют в 7 отдельном журнале. 8