Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новомихайловская СШ» .Утверждено 28.08 2024 Приказ № 415 . Программа внеурочной деятельности «Учение с увлечением» Программа предназначена для учеников _____3____класса Количество часов в год -___30___ Срок реализации программы – 1 год, С.Новомихайловка. Пояснительная записка Внеурочная общеинтеллектуальная деятельность – одно из важнейших средств педагогического воздействия на интеллектуальное и духовное становление подрастающего поколения. Она является продолжением и развитием той работы, которая проводится на уроках в соответствии с обязательными для всех учащихся программами, но не дублирует их. Программа внеурочной деятельности учащихся составлена с учетом нормативно-правовой документации: «Конвенции о правах ребенка»; «Конституции РФ»; законов РФ и областных законы «Об образовании»; на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель программы «Учение с увлечением» состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии. Программа «Учение с увлечением» предназначена для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению предметов. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы, учебные игры, проектная деятельность, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, информационнокоммуникативные технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет обучающимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся. Программа внеурочной деятельности «Ученик с увлечением» составлена для учащихся 9 10 лет. Продолжительность реализации образовательной программы 1 год, из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год. Основная цель кружка – расширение кругозора учащихся в различных областях. Программа кружка «Учение с увлечением» состоит из 4 блоков: «Юный математик» (9 часов), «Веселая грамматика» (9 часов), «Книголюб» (8 часов), «Юные натуралисты» (8 часов). Цель и задачи блока «Юный математик». Цель: развивать математический образ мышления. Задачи: - расширять математические знания в области чисел; - учить правильно применять математическую терминологию; - развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. Основные виды деятельности учащихся: - решение занимательных задач; - оформление математических газет; - участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; - знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; - проектная деятельность; - самостоятельная работа; - работа в парах, в группах; - творческие работы. Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся: - усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; - помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; - формировать творческое мышление; - способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. Цель и задачи блока «Веселая грамматика». Цель: расширение лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций. Задачи: - развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры; - развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности; - воспитание любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа. Виды деятельности: - составление кроссвордов и ребусов; - грамматические сказки; - викторины; - выступления, рассказы; - турниры и игры; - выполнение тестов; - работа над словом, предложением; - работа с книгой, словарем, справочной литературой; - составление диалогов; - написание сочинений-миниатюр. Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся: - усвоить основные базовые знания, ключевые понятия по русскому языку; - формировать творческое мышление; - способствовать улучшению качества выполнения заданий различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. Цель и задачи блока «Книголюб». Цель: формирование обучающихся как квалифицированных читателей, расширение читательского кругозора первоклассников. Задачи: - углубление первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы; - формирование умений работы с текстом; - развитие эмоционально – чувственной сферы; - обучение чтению – рассматриванию; - формирование навыка и культуры чтения. Основные виды деятельности: - чтение (вслух, про себя, по ролям); - слушание; - инсценировки; - иллюстрирование произведений; - игры; - конкурсы; - викторины; - рассказы. Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся: - отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; - давать элементарную характеристику героям произведений; - понимать текст и его интерпретировать; - воспринимать художественное произведение как искусство слова; - размышлять и фантазировать; - воспринимать чтение художественно-познавательной литературы как индивидуальный творческий процесс; - читать вслух и про себя; - научится самостоятельной читательской деятельности Цель и задачи блока «Юный натуралист». Цель: формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира. Задачи: - овладение основами практико-ориентированных знаний о природе родного края; - освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями; - формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды; - формирование обобщенных умений, основанных на способности ребенка наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. Основные виды деятельности: - экскурсии, наблюдения; - проведение опытов; - работа со справочниками, энциклопедиями; - викторины; - творческие отчеты; - просмотр видеофильмов. Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся в формировании экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в парках. Предполагаемые результаты реализации программы 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Календарно-тематическое планирование № Наименование раздела программы Тема занятия Книголюб 4 Книги-сборники «Русские народные сказки» Герои любимых сказок Рассказы М.Пришвина о животных. Герои сказок Э.Успенского. 5 6 Сказки братьев Гримм. Осенний калейдоскоп. , . 1 2 3 Юный математик 8 9 10 11 12 13 Веселая грамматика 14 15 16 17, 18 19 20 21, 22 Дата провед ения (план) Дата проведения (факт) Оборудование/ ресурсы занятия 6 1 30.10 Сборники сказок 1 1 30.10 30.101 1 31.10 Сборники сказок Книги с рассказами, портрет писателя Портрет писателя, книги с рассказами 1 1 31.10 31.10 Книги произведениями осени с об 7 Решение ребусов и логических задач Решение нестандартных задач. Веселая геометрия. Задачи со спичками. Загадки - смекалки Веселая геометрия. Задачи со спичками. Математический КВН Комбинаторные задачи ». 7 Кол-во часов 1 01.11 1 1 25.03 25.03 Спички 1 1 25.03 26.03 Спички 1 1 26.03 26.03 9 Игры с буквами и словами. Фразеологизмы в нашей речи. Этимология. Работа с этимологическим и толковым словарями. Сочиняем рассказ по серии картинок. Связь предложений в тексте. Игра «Знатоки русского языка» Трудно ли быть грамотным? Проектная деятельность «Газета для любознательных». 1 1 1 27.03 27.03 27.03 2 28.03 1 1 2 28.03 28.03 29.03 Толковый словарь, этимологический словарь Серия картинок Бумага, фломастеры, карандаши цветные, иллюстрации, клей, ножницы Юный натуралист 8 Эксперименты с микроскопом. Как приборы и инструменты помогают изучать окружающий мир. Изучение строения различных объектов живой и неживой природы с помощью микроскопа. Изучаем состав и свойства горных пород и минералов. 1 29.03 Объекты природы, микроскоп компьютер, 1 27.05 Объекты природы, микроскоп, компьютер 1 27.05 Кожа – «защитный скафандр» нашего организма. Учимся находить ответы на вопросы. 1 28.05 Объекты природы (известняк, поваренная соль, гранит), микроскоп, компьютер Микроскоп, компьютер 1 28.05 28 Чем опасны кислотные дожди? 1 29.05 29 Да здравствует колесо. 1 29.05 30 Итоговое интересно» 1 30.05 23 24 25 26 27 занятие «Это Датчик температуры, темные и светлые тела, компьютер, Датчик температуры, банка, компьютер, стальная проволока, уксусная кислота, Датчик силы, компьютер, коробка, 10 карандашей, 4 колеса, веревка, груз. Микроскоп, датчики, компьютер