5-6 класс. ОДНКНР. Рабочая программа на 2024 - 2025 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Республики Хакасия
Управление образования Алтайский район
МБОУ «Новомихайловская СШ»

УТВЕРЖДЕНО.
Приказ № 415 от
28.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов
России»
для обучающихся 5, 6 классов

село Новомихайловка 2024
2

Общая характеристика учебного предмета
Основные цели и задачи курса
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» введена в основную школу постановлением Министерства
образования и науки РФ с 1 сентября 2015 г. Перед образовательными
организациями была поставлена задача формирования у обучающихся в
основной школе (5 класс, позднее был присоединен 6 класс) знаний об
основных нормах морали, культурных традициях народов России, об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в
становлении российской государственности.
Данная предметная область является логическим продолжением
предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и
светской этики» (ОРКСЭ) в начальной школе. При изучении «Основ
духовно-нравственной
культуры
народов
России»
учитываются
региональные, национальные и этнокультурные особенности народов
Российской Федерации.
Предполагаемые результаты обучения:

«воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе
к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории
России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества;

формирование
представлений
об
исторической
роли
традиционных религий и гражданского общества в становлении российской
государственности».1
Существенны личностные достижения учащихся: становление интереса
к культуре народов России, сформированность таких важнейших личностных

Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов
России». С. 4.
1

3

качеств как толерантность, способность к сопереживанию, сотрудничеству,
взаимопомощи.
В процессе изучения курса у учащихся продолжают формироваться
представления о том, что общечеловеческие ценности (добро,
справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития
двух социальных сфер: традиционной культуры каждого российского народа
и различных религиозных культур; духовность человека есть преобладание
нравственных,
интеллектуальных,
художественных
интересов
над
эгоистическими материальными желаниями, независимо от того, из какой
социальной сферы (наука, традиции, обычаи, вера) они были заимствованы и
какому народу изначально принадлежали.
Основной формой обучения является диалог — совместная
коллективная умственно-коммуникативная деятельность учащихся разных
вероисповеданий, атеистов и учителя, направленная на знакомство с
традиционными религиями России, оценку их вклада в духовную и
материальную культуру общества. Главная идея курса заключается в
раскрытии того, что объединяет все традиционные религии: какие
нравственные, этические, эстетические ценности стали общечеловеческими,
вошли в культуру любого народа.
Таким образом, курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» обогащает не только интеллектуальную сферу
обучающегося (новые знания о культуре обществе, ее истоках, истории
развития и др.), но и его личность. Отношение к личности определяется не ее
принадлежностью к какому-то этносу и не религиозными убеждениями, а
нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к
родине, уважения к народам, их культуре и традициям.
Помимо минимума содержания программа предполагает расширение
общей эрудиции учащихся. Содержание дифференцировано в соответствии с
познавательными интересами, уровнем развития обучающихся. В программе
предусмотрен раздел «Расширение кругозора».
Необходимо обратить внимание на ценностные ориентиры учебного
предмета. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
не ставит задачу глубокого и подробного ознакомления учащихся с каждой
из традиционных религий. Его назначение — дать общие представления об
источниках развития культуры общества, формировать гражданскую
идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности,
российской общности; воспитывать добрые чувства по отношению к любому
народу нашей Родины, представителям разных национальностей и
вероисповеданий.
Таким образом, главной идеей курса является представление
культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания.
Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного,
этического,
эстетического,
правового,
религиозного
содержания,
ориентированного на потребности как верующей, так и нерелигиозной части
4

российского общества. Главным результатом изучения «Основ духовнонравственной культуры народов России» является развитие индивидуальной
культуры как осознания собственной принадлежности к определенному
этносу и конфессии, а также понимания значимости накопленного человеком
культурного опыта, культурных традиций, чувства гордости за
предшествующие поколения, сформировавшие на протяжении истории
разных народов богатейшее культурное наследие.
Подводя итог, можно определить основные цели и задачи курса
«Духовно-нравственная культура народов России»:

совершенствование способности к восприятию накопленной разными
народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое
общество и конкретный индивид могут благополучно существовать и
развиваться, если стремятся к нравственному самосовершенствованию,
проявляют готовность к духовному саморазвитию;

углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие
ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через
этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и
межнациональные отношения, религиозные верования;

осознание того, что духовно-нравственная культура современного
человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе,
фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций,
убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его
принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными
убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности,
чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их
культуре и традициям.
Принципы организации обучения
1.
Культурологический принцип определяет возможность широкого
ознакомления с различными сторонами культуры народов РФ: фольклором,
декоративно-прикладным искусством, архитектурой; особенностями быта,
праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает
знакомство с культурой, рожденной религией. Все это обеспечивает
благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и
успешное воспитание важнейших нравственных качеств гражданина
многонационального и многоконфессионного государства — толерантность,
эмпатию, гуманизм, справедливость.
2.
Принцип природосообразности. В младшем подростковом
возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к
окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., стремление
к самоанализу и самостоятельности суждений. Это позволяет познакомить
подростка с достаточно сложными, часто философскими, вопросами
5

социальной жизни. При этом необходимо учитывать психологические
особенности, малый жизненный опыт младших подростков, их статус в
обществе. Дети этого возраста при тяге к философским жизненным
проблемам не всегда правильно их воспринимают и оценивают.
Реализация принципа природосообразности требует бережного
отношения к объему знаний, который могут усвоить учащиеся 5—6
классов. Очень важно при этом учитывать еще одну психологическую
особенность детей подросткового возраста — тягу к эмоциональным
впечатлениям, актуальность образного мышления и чувственного
восприятия.
Для реализации принципа природосообразности используется
краеведческий материал как доступный для чувственного восприятия.
Обучение проходит в естественной среде, частью которого является
труд, быт, традиции, праздники, этические нормы и др. Важность
привлечения краеведческого материала обусловлена тем, что, изучая
родной край, подростки начинают осознавать значение малой родины в
делах и судьбе страны, в развитии общероссийской культуры.
3.
Принцип диалогичности. Поскольку российская культура
есть диалог различных культур, то и знакомство с ними предполагает
разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной,
так и в религиозной культуре. Поскольку ведущей деятельностью
подростка является коммуникативная, необходимо создавать условия
для ее развития, и учебный диалог — оптимальное средство.
Диалогичность реализуется в процессе обучения и другими способами:
работа с текстами учебников, обсуждение проблемных ситуаций,
совместная деятельность в парах и группах.
4.
Принцип
поступательности
обеспечивает
последовательность и перспективность обучения. При сохранении
общей идеи курса содержание, которое предъявляется обучающимся,
постепенно углубляется и расширяется. Школьники начинают решать
более серьезные интеллектуальные задачи и обсуждать социально
значимые проблемы. Учитель должен обеспечить преемственные связи
с предметом «Основы религиозных культур и светской этики», который
изучался в начальной школе. Особенно важно знать, по какому модулю
работали младшие школьники, и компенсировать недостаточное
изучение содержания других модулей. Это объясняется общей целью
изучения обсуждаемых предметов: учащиеся должны знакомиться не с
одной выбранной в соответствии с модулем религией или светской
этикой, а понимать общие особенности каждой традиционной религии
России и основные идеи светской этики.

6

Содержание курса
5
класс
(35 ч)
Введение (3 ч)
Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России». Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение
патриотических чувств человека.
Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных,
нравственных, этических и эстетических достижений общества.
Многообразие культуры. Культура материальная и духовная. Как развивается
и обогащается культура. Материальная и духовная культура.
Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные
исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.
Раздел I
В мире культуры (12 ч)
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура —
сплав культур народов, проживающих на территории РФ. Фольклор и
декоративно-прикладное творчество народов России. Деятели науки и
культуры — представители разных национальностей (ученые, писатели,
художники, композиторы, архитекторы, актеры, представители других
творческих профессий).
Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,
упорства. Законы нравственности — часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Раздел II
Нравственные ценности российского народа (18 ч)
«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства
—
характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов
(Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Былинные герои русского эпоса.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий
Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.) Патриоты —
представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Герои Великой Отечественной войны.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов
(сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных
национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые,
путешественники, геологи, космонавты и др.).
Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе —
нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками. Создание
заповедников, заказников как часть природоохранной деятельности.
7

Заповедные места и природные памятники на карте России.
Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека.
Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка —
главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях.
Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение семейных ценностей в
фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив.
Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное
проведение досуга.
Обобщающие уроки (2 ч)
6
класс (35 ч)
Введение
Что вы уже знаете o духовно-нравственной культуре народов России (2 ч)
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека.
Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской
культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и
религиозных идей на развитие культуры.
Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы,
живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской
культуры.
Раздел I
Религия и культура (18 ч)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных,
художественных культовых ценностей культуры. Представления о
сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на
развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и
образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на
развитие образования. Роль монастырей в развитии образования. Традиции
православной религии в воспитании детей. Художественные ценности
христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры.
Икона — художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное
пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Православные праздники.
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII—XII вв.
—
золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования.
Мечеть
—
архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль
мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в
воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу
мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
8

исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама.
Исламский календарь. Мусульманские праздники.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора
—
Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи.
Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток,
прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь.
Праздники в иудаизме.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение
буддизма в России. Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские
школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности
буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь.
Буддийские праздники.
Раздел II
Как сохранить духовные ценности (5 ч)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
права граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории
религий. Расцвет традиционных религий России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России.
Раздел III
Твой духовный мир (8 ч)
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы,
склонности, убеждения человека. Культура человека и его образованность.
Влияние образования на повышение уровня культуры.
Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях
общественной жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру,
проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с
природой, произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет
в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Обобщающие уроки (2 ч)

Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного
общего образования содержание данного предмета определяет достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает
изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
9

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать
свои поступки,взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и
самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять
различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию
школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности,
понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории,
любви
к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,
независимо отих возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных
учебныхдействий разного типа (познавательные, коммуникативные,
рефлексивные, информационные), которые успешно формируются
средствами данного предмета. Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и
операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной
задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде
всего, образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний
о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных
религий России;
10

· использование полученных знаний в продуктивной и
преобразующей деятельности; способность к работе с информацией,
представленной разными средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника,
формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и
образно.
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране,
государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за
своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской
идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям,
правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от
возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или
деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных,
эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных
текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно»,
«безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую
работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами
коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том
числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация,
произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя.
11

·
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и
религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
·
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения,
анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
·
Создавать по изображениям (художественным полотнам,
иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
·
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений,
высказывания известных личностей.
·
Работать с исторической картой: находить объекты в
соответствии сучебной задачей.
·
Использовать информацию, полученную из разных источников,
для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
·
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами
нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками и документами

12

Тематическое планирование
№ п/п

Название раздела

Кол- во часов
5 класс

Введение

3ч

В мире культуры

12 часов

Нравственные ценности

18 часов

Обобщение

1 часа

Итого

34 ч.
6 класс

Введение

2 часа

Религия и культура

18 часов

Как сохранить духовные ценности

5 часа

Твой духовный мир

7 часа

Обобщение

2 часа

Итого-

34 ч.

13

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока
(тип урока)

Элементы
содержания

Характеристи-ка
деятель-ности обучающихся

Планируемые результаты
предметные

личностные

метапредметные

Домаш
нее
задание

Дата проведения
план

5 класс
1 Введение
3 3 часа

Зачем изучать
предмет «Основы
духовнонравственной
культуры народов
России».
Отношение к
культуре родного
народа, Родины как
отражение
патриотических
чувств человека.
Что такое культура
общества. Культура
как совокупность
интеллектуальных,
нравственных,
этических и
эстетических
достижений
общества.
Многообразие
культуры.
Культура
материальная и
духовная. Как
развивается и
обогащается
культура.
Материальная и
духовная культура.
Расширение
кругозора.
Примеры
культурной жизни
народов в разные

Учебный диалог: чтение
и обсуждение текста
учебника.
Рассматривание и
анализ
иллюстративного
материала «Что мы
можем сказать о
профессии этих
людей? Чем они
прославили Россию?».
Восприятие и
оценка информации,
представленной
в
видеофильме.
России».

Определять и Оформлять свои
Выбирать
формулироват мысли в устной и
способы
ь цель своей письменной речи: достижения цели,
деятельности,
составлять
проверять и
решаемую
монологические
корректировать
проблему,
высказывания и
их. Составлять
поставленную
небольшие
разные виды
задачу.
повествовательн планов; следовать
Строить
ые тексты с
плану, сверяя с
предположен
элементами
ним свои действия
ия,
рассуждения.
и ориентируясь во
прогнозирова
времени.
ть круг
Анализировать
возможных
текст, выделять в
действий.
нём главное и
формулировать
своими словами.

Состав 5.09
ить
текст – 12.09
рассуж 19.09
дение
«Что
изучае
т
предме
ти
зачем
мне он
нужен»

факт

исторические
времена;
зарождение
культуры в
первобытном
обществе.

В мире культуры (12 часов)
4- 8

Величие
многонацио
нальной
российской
культуры

Ученые,
деятели
литературы и
искусства
России
в
разные
исторические
времена и
эпохи внесли
большой
вклад
в
мировую
культуру. В
культуре
России
представлен
труд и усилия
разных
народов.
Многонациональнаякульту
ра
укрепляла
дружбу
и добро-

Учебный диалог: чтение
и обсуждение текста
учебника.
Рассматривание и
анализ
иллюстративного
материала «Что мы
можем сказать о
профессии этих
людей? Чем они
прославили Россию?».
Восприятие и
оценка информации,
представленной
в
видеофильме.
Выделение
главной
мысли рассказа
учителя о жизни и
творчестве
Шолом-Алейхема.
Обсуждение докладов и
презентаций учащихся
на тему «Словесный
портрет выдающегося
деятеля
культуры

Определять и
формулироват
ь цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу.
Строить
предположен
ия,
прогнозирова
ть круг
возможных
действий.

Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательн
ые тексты с
элементами
рассуждения.

Выбирать
способы
достижения цели,
проверять и
корректировать
их. Составлять
разные виды
планов; следовать
плану, сверяя с
ним свои действия
и ориентируясь во
времени.
Анализировать
текст, выделять в
нём главное и
формулировать
своими словами.

Подобр
ать
пословицы и
погово
рки на
темы:
«Честность»,
«Доброта»,
«Справ
едливость»

26.09
3.10
10.10
17.10
24.10

915

Человек –
творец и
носитель
культуры

соседство
народов

России».

В процессе
своей жизни
человек
усваивает
культуру и
сам вносит
вклад в
нее. Вклад
человека в
культуру
зависит от его
таланта,
способностей,
упорства.
Законы
нравственност
и–
часть
культуры
общества.

Чтение и обсуждение
текста учебника
«Человек – творец
и носитель
культуры».
Конструирование
схем: «Человек –
носитель культуры»,
«Человек – творец
культуры» (на основе
иллюстративного
материала). Восприятие
и оценка
информации,
представленной в
рассказе учителя «Что
такое этика?». Учебный
диалог обсуждение
высказывания
Аристотеля об этике.
Совместная
деятельность в
группах:
«Объяснение
значения пословиц и
поговорок разных
народов». Работа с
рубриками «Жил на
свете человек» и «Для
любознательных»
(составление плана
пересказа текстов).

Определять и
формулироват
ь цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу.
Строить
предположен
ия,
прогнозирова
ть круг
возможных
действий.

Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать стыд
и вину.

Организовывать
работу в паре и в
группе,
сотрудничать с
одноклассниками,
договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.

Подготовитьс
ообщение
об одном из
героев
былин,
сказаний,
легенд,
эпоса
народо
в России

7.11
14.11
21.11
28.11
5.12
12.12
19.12

Нравственные ценности ( 18 часов)
16 - «Береги
18
землю
родимую,
как мать
любимую»
3ч.

19 21

Жизнь
ратными
подвигами
полна (3 ч)

Древние
предания,
священные
книги,
пословицы и
поговорки
разных
народов
России о
защите
Родины.
Примеры
героизма и
патриотизма,
представленные
в
эпических
образах.

Объяснение значения
пословиц и поговорок
о Родине и
патриотических
чувствах. Чтение
текста «НюргунБоотур
– стремительный» и
составление словесного
портрета героя.
Оценка образца
словесного
портрета,
представленного
учителем. Совместная
деятельность в
парах: чтение и
обсуждение
башкирской легенды
об Урал-батыре.
Рассматривание
иллюстраций к текстам,
анализ и оценка
выразительных
средств.
Учебный
диалог «Обсудим
вместе»: сравнение
эпических героев.

Определять и
формулироват
ь цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу.
Строить
предположен
ия,
прогнозирова
ть круг
возможных
действий.

Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать стыд
и вину.

Выбирать
способы
достижения цели,
проверять и
корректировать
их. Составлять
разные виды
планов; следовать
плану, сверяя с
ним свои действия
и ориентируясь во
времени.
Анализировать
текст, выделять в
нём главное и
формулировать
своими словами.

Ответи
ть на
вопросы.

26.12

Героические
страницы
истории
нашей страны.
Подъём
патриотически
х чувств
россиян в
эпоху

Работа с информацией,
представленной в
тексте. Выделение
главной мысли
рассказа-дополнения
учителя. Работа с
рубрикой
«Картинная
галерея»: описание

Определять и
формулироват
ь цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную

Анализировать
свои и чужие
поступки с точки
зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.

Выбирать
способы
достижения цели,
проверять и
корректировать
их. Составлять
разные виды

Ответить на
вопросы

23.01

9.01
16.01

30.01
6.02

22 - В труде –
23
красота
человека
2ч.

24 - «Плод
25
добрых
трудов

освободительн
ых войн.
Примеры
героизма.
Участие
церкви
и
церковнослуж
ителей в
организации
защиты
Отечества.

героя картины.
Чтение и оценка
информации из
текстов об участии
в
Великой
Отечественной войне
представителей разных
народов России.

задачу.
Строить
предположен
ия,
прогнозирова
ть круг
возможных
действий.

Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать стыд
и вину.

планов; следовать
плану, сверяя с
ним свои действия
и ориентируясь во
времени.
Анализировать
текст, выделять в
нём главное и
формулировать
своими словами.

Трудолюбие
как
нравственное
качество
человека,
основа
трудовой
деятельности.
Отражение
отношения к
труду в
фольклоре.

Чтение и определение
главной мысли текста.
Объяснение значения
пословиц (поговорок).
Совместная
деятельность в парах:
чтение и анализ текста
татарской сказки
«Звёздочка Зухра».
Чтение и анализ
текста «Микула
Селянинович»
(учебник, с.38-40).
Коллективная оценка
выполнения задания,
обобщение: «Почему
Микула Селянинович
стал героем народных
былин?». Анализ сказки
К. Ушинского «Два
плуга?», выделение
главной мысли.

Определять и
формулироват
ь цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу.
Строить
предположен
ия,
прогнозирова
ть круг
возможных
действий.

Делать
нравственный
выбор в моделях
жизненных
ситуаций и
обосновывать
его.

Выбирать
способы
достижения цели,
проверять и
корректировать
их. Составлять
разные виды
планов; следовать
плану, сверяя с
ним свои действия
и ориентируясь во
времени.
Анализировать
текст, выделять в
нём главное и
формулировать
своими словами.

Объяс- 13.02
нитьзна
20.02
чениепос
ло-виц

Буддизм,
ислам,
христианство

Учебный
диалог:
обсуждение
высказывания

Определять и Анализировать
формулироват свои и чужие
ь цель своей
поступки с точки

Организовывать
работу в паре и в
группе,

Подобр
ать
посло-

27.02

о труде и
трудолюбии.

буддийского монаха
Шантидевы.
Определение
главной
мысли текстов
учебника. Восприятие и
оценка информации,
представленной в
рассказе учителя
«Владимир Мономах о
трудолюбии».
Формулирование вывода
по материалам урока.

деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу.
Строить
предположен
ия,
прогнозирова
ть круг
возможных
действий.

зрения норм
морали,
сопоставлять и
оценивать их.
Выделять
поступки, за
которые человек
может и должен
чувствовать стыд
и вину.

сотрудничать с
одноклассниками,
договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.

вицы и
погово
рки народов
России
о труде

6.03

26 - Люди труда
27
(2 ч)

В любую
историческую
эпоху, у
любого народа
есть люди,
славные
трудовые
дела
и
подвиги
которых
внесли вклад
в
развитие
культуры
общества

Чтение и работа с
текстами учебника:
Обсуждение проблемы:
«Как может
проявляться любовь к
Родине в мирное
время?» Учебный
диалог: «Является ли
учеба трудом? Какие
качества должны быть у
ученика, чтобы его
труд был
успешным?». Анализ и
оценка ситуаций из
жизни сверстников.

Встраивать
этические
понятия в
свою систему
знаний,
оперировать
ими в
рассуждениях
.

Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
презентации,
отдельные
слайды, таблицы,
графики, схемы).

Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательны
е тексты с
элементами
рассуждения.

Готовитьпр
оек-ты

13.03

28 - Бережное
отношение
30
кприроде

С давних
времен люди с
уважением
относились к
природе. Не
зная ее

Оживление
и
использование
имеющихся знаний:
ответ на вопрос «Как
древние люди
относились к

Определять и
формулироват
ь цель своей
деятельности,
решаемую

Делать
нравственный
выбор в моделях
жизненных
ситуаций и

Организовывать
работу в паре и в
группе,
сотрудничать с
одноклассниками,

Ответить на
вопрос,
сообщение

3.04

славен»
2ч.

3ч.

20.03

11.04
17.04

31 - Семья –
33
хранитель
духовных
ценностей
(3 ч)

законов,
они
одушевляли
предметы и
явления
окружающего
мира.
Почему
современный
человек
должен
относиться к
природе
бережно и
рационально.

природе?».
Анализ
информации,
представленной в
рассказе-обобщении
учителя. Совместная
работа в группах:
анализ
информации,
представленной в
текстах. Просмотр и
оценка
видеофильма.
Анализ иллюстраций
материалом (учебник, с.
53).Обсуждение и
формулирование вывода
по материалам урока.

проблему,
поставленную
задачу.
Строить
предположен
ия,
прогнозирова
ть круг
возможных
действий.

обосновывать
его.

договариваться,
учитывая разные
мнения и
придерживаясь
согласованных
правил.

о заповеднике

Семья
–
первая
«школа», где
ребенок
получает
уроки
нравственност
и. Знание
истории своей
семьи, ее
обычаев и
традиций –
залог
интереса
к
культурным
традициям
российского
народа

Учебный
диалог
на
основе
иллюстративного
материала.
Коммуникативная
деятель-ность:
«Послушаем друг
друга» (традиции в моей
семье). Чтение и анализ
текста стихотворения
«Бабушкины сказки».
Обсуждение проблемы:
«Отражение в
фольклоре народов
России семейных
ценностей».

Определять и
формулироват
ь цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу.
Строить
предположен
ия,
прогнозирова
ть круг
возможных
действий.

Анализировать
текст, выделять в
нём главное и
формулировать
своими словами.

Формулировать
смысловое
содержание
иллюстраций,
связывать
графическое и
текстовое
представление
информации

Подобрать
примерыпрои
з-ведений
УНТ
своего
народа
о
нравственных качествах
человека

Анализ
информации,
представленной
в
материалах
рубрики
«Картинная
галерея».

24.04
8.05
15.05

Составление
описательного рассказа
по
картине.
Совместная
деятельность
в
группах:
чтение
и
анализ народной сказки.
Учебный
диалог:
обсуждение
темы,
идеи и главной мысли
народных
сказок.
Чтение
текстов
и
анализ главной мысли.
Учебный
диалог:
«Любовь – главная
семейная
ценность».
Анализ
текстов
и
иллюстраций
в
учебнике:
семейные
ценности
в
православии, буддизме,
исламе,
иудаизме.
Оценка
информации,
представленной
в
рассказе
учителя
о
Петре
и
Февронии
Муромских: «О каких
семейных
ценностях
повествует
история
Петра и Февронии?»
Совместная
деятельность в парах:
чтение и выделение
главной мысли притчи
«Хлебец с маслом».
Самооценка
выполненной работы.

Учебный диалог: «В чем
состоит ценность
человеческого
общения».
Коммуникативная
деятельность:
послушаем друг друга,
рассказывание о
традициях своей семьи
Обобщающ
ий урок

22.05

1ч.
Итого 34 часов

6 класс
1-2

Введенние
2 ч.

3.09
10.09
Религия и культура ( 18 часов)

3-4

Роль
религии в
развитии
культуры

Роль религии в
развитии
культуры
человека и
общества.
Использовани
е религиозных образов и
сюжетов в
искусстве,
литературе.
Религиозные
праздники,

Оживление
имеющегося опыта и
знаний: высказывания
на тему: «О каких
религиозных
праздниках мы уже
знаем? Что мы можем
рассказать о
православном храме,
мечети, синагоге и
пагоде? Восприятие и
анализ информации,
представленной в
рассказе учителя.

Определять и
формулироват
ь цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу.
Строить
предположен
ия,
прогнозирова

Сопоставлять
своё мнение с
мнениями других
людей, находить
полезную для
себя информацию
в их позициях и
высказываниях

Находить нужную
информацию в
печатных и
электронных
источниках.

Вспом- 17.09
нитьпр
24.09
оизведения о
справед
ливости,
милосердии,
терпимос-

59

Культурное
наследие
христианск
ой Руси. (5
ч)

культовые
сооружения
(оживление
имеющихсяпр
едставле-ний).

Разыгрывание сценок:
«Коляда», «Святки».

ть круг
возможных
действий.

Принятие
христианства
на Руси.
Древняя Русь
после
принятия
христианства.
Влияние
церкви на
образование,
культуру
народа.Истори
ческие
личности,оказ
авшие влияние
на развитие
культуры
Руси.

Обсуждение вопросов
«Что мы знаем о
христианской вере?
Когда Древняя Русь
приняла христианство?»
(по имеющемуся
опыту). Чтение и
обсуждение текста
учебника «Откуда на
Русь пришло
христианство?».
Учебный диалог
(«Обсудим вместе»):
анализ информации,
представленной в
текстах учебника
Чтение и выделение
главной мысли текста о
Ярославе Мудром.

Встраивать
этические
понятия в
свою систему
знаний,
оперировать
ими в
рассуждениях
.

Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
презентации,
отдельные
слайды, таблицы,
графики, схемы).

Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательны
е тексты с
элементами
рассуждения.

Сообщениепрезентация о
царьколоколе

Чтение и обсуждение
текста
учебника
«Возникновение
ислама».
Учебный
диалог «Золотой век
исламской культуры».
Анализ
информации,
представленной
в
рассказе
учителя
о
великом персидском и
таджикском
поэте
Фирдоуси. Чтение и
обсуждение
текста

Определять и
формулироват
ь цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу.
Строить
предположен
ия,

Сопоставлять
своё мнение с
мнениями других
людей, находить
полезную для
себя информацию
в их позициях и
высказываниях

Выделять
нравственные
мотивы в
действиях
персонажей
художественных
произведений,
одноклассников и
других людей.

Сооб12.11
щение19.11
презент
ация об 26.11
исла-ме

10 - Культура
Возникнове12
ислама (3 ч) ние ислама.
Золотой век
исламской
культуры.
Роль ислама в
развитии
мировой
культуры.
Искусство,
литература,
и архитектура

ти, зависти,
честнос
ти
1.10
8.10
15.10
22.10
5.11

13 - Иудаизм и
15
культура (3
ч)

ислама.

учебника о мечети. прогнозирова
Рассматривание
ть круг
иллюстраций,
оценка возможных
информации,
действий.
представленной
в
видеофильме.

Возникновени
е иудаизма.
Тора
и
Ветхий
Завет
христианской
Библии
(оживление
имеющихся
представлений
). Синагога.
Священная
история
иудеев
в
сюжетах
мировой
живописи.

Чтение и обсуждение
текста учебника «Как
всё
начиналось».
Практическая работа:
нахождение на карте
Палестины и других
мест,
связанных
с
ранней
историей
иудаизма.
Беседаповторение
пройденного
по
вопросам: «Что такое
Ветхий Завет? Частью
какой
книги
он
является?
Какие
религии
признают
Ветхий Завет священной
книгой?».
Анализ
информации,
представленной
в
материале
рубрики
«Жил на свете человек»
и «Картинная галерея»,
составление
повествования
по
сюжету картины. Беседа
по
тексту
и
иллюстрациям учебника
«Дом
окнами
на
Восток»Игра-экскурсия
«Иудейская история в

Определять и
формулироват
ь цель своей
деятельности,
решаемую
проблему,
поставленную
задачу.
Строить
предположен
ия,
прогнозирова
ть круг
возможных
действий.

Открывать для
себя значение
этических
понятий,
объяснять их
смысл своими
словами.

Находить нужную
информацию в
печатных и
электронных
источниках.

Сооб3.12
щениепрезент 10.12
ация об 17.12
иудаизме

произведениях
живописи» (учебник,
16 - Культурны
18
е традиции
буддизма (3
ч)

Возникновени
е буддизма.
Буддизм в
России.
Народы Р.Ф.,
исповедующи
е буддизм.
Первый
буддийский
храм в
российской
столице.
Культовые
сооружения
буддистов:
ступа,
пагода.
Архитектура
буддийских
храмов.
Влияние
буддийских
монастырей и
монахов на
развитие
культуры.
Искусство
танка.

19

Контрольная
работа
(вариант тест)

Обсуждение проблемы:
какие
народы
РФ
исповедуют буддизм (на
основе
имеющихся
знаний).
Анализ
информации,
представленной
в
рассказе
учителя
«Буддизм в России»,
составление
плана
пересказа.
Практическая работа с
картой:
нахождение
мест,
связанных
с
ранней
историей
буддизма. Анализ и
оценка
информации,
представленной
в
текстах
учебника.
Составление
плана
пересказа
текста
«Буддийский
монастырь». Просмотр
и
обсуждение
видеофильма
«Искусство танка».

Встраивать
этические
понятия в
свою систему
знаний,
оперировать
ими в
рассуждениях
.

Выступать перед
знакомой
аудиторией
(сверстников,
родителей,
педагогов) с
сообщениями,
используя
иллюстративный
ряд (плакаты,
макеты,
презентации,
отдельные
слайды, таблицы,
графики, схемы).

Оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи:
составлять
монологические
высказывания и
небольшие
повествовательны
е тексты с
элементами
рассуждения.

Сооб24.12
щениепрезент 14.01
ация о
21.01
буддизме

28.01

20

Анализ работ.
Обобщение,
повторение.

4.02

Как сохранить духовные ценности ( 5 часов)
21 - Заботагосуд Государство
заботится о
23 - арства
осохранени сохранении
идуховных духовной
культуры и ее
ценностей
развитии.
3ч.
Взаимная
помощь и
поддержка
государства,
общественных и
религиозных
организаций.
Восстановлен
ие
на
территории
России
памятников
религиозной
культуры

Оценка информации,
представленной в
рассказе учителя
«Забота государства о
сохранении духовных
ценностей». Чтение и
обсуждение главной
мысли текстов
учебника. Составление
плана пересказа текста
«Храм Христа
Спасителя»; чтение и
выделение главной
мысли текста
«Охраняется
государством».
Конструирование
вывода по теме.

Сопоставлять
своё мнение с
мнениями
других людей,
находить
полезную для
себя
информацию в
их позициях и
высказываниях.
Обсуждать
разные мнения,
оценивать их с
точки зрения
норм морали и
логики

Анализировать
текст,
выделять в нём
главное и
формулироват
ь своими
словами.

Участвовать в
дискуссии,
выслушивать
одноклассников,
выделяя в их речи
мнения и
аргументы;
задавать вопросы;
излагать своё
мнение, используя
аргументы.

Сооб11.02
щениепрезент 18.02
ация о
25.02
храмах,
мечетях,
синагогахВол
гограда и
области

Без
памяти
нет
нравственност
и, совести.
Беспамятный
человек
–
неблагодарны
й,
безответствен

Учебный диалог:
обсуждение статьи Д.
Лихачева «Память».
Оценка информации,
представленной в
рассказе-объяснении
учителя. Выделение
главной мысли рассказа.
Чтение и анализ текста
учебника «Творить
благо».

Осознание
целостности
окружающего
мира,
расширение
знаний о
российской
многонациональ
ной культуре,
особенностях
традиционных

Осознание
своей
принадлежнос
ти к народу,
национальност
и, стране,
государству;
чувство
привязанности
и любви к
малой родине,

Высказывать
предположенияо
последствиях
неправильного
(безнравственног
о) поведения
человека.
Оценивать свои
поступки,
соотнося их с
правилами

Подготовить
ответы
на вопросы

24 - Хранить
25
память
предков ( 2
ч)

4.03
11.03

ный.
Уважение к
труду,
обычаям, вере
предков.
Благотворител
ьность как
духовнонравственная
ценность

Коммуникативная
деятельность:
послушаем друг друга,
выскажем свое мнение:
можем ли мы принять
участие
в
благотворительности?
Составление
портрета
героя
художественного
полотна (И.
Репин.Портрет С.И.
Мамонтова).Учебный
диалог (обсудим
вместе): оценим
жизненные истории.

религий России;
Использование
полученных
знаний в
продуктивной и
преобразующей
деятельности;
способность к
работе с
информацией,
представленной
разными
средствами

гордости и за
своё
Отечество,
российский
народ и
историю
России
(элементы
гражданской
идентичности.
Понимание
роли человека
в обществе,
принятие норм
нравственного
поведения.

нравственности и
этики; намечать
способы
саморазвития.

Твой духовный мир ( 8 часов)
26 - Твой
- 32 духовный
мир.
Проектные
работы и их
защита.

Что
составляет
твой духовный
мир. Культура
поведения
современного
человека.
Правила
хорошего тона
– этикет. Твоя
культура
поведения.

Анализ информации,
представленной в
объяснении учителя
«Что такое этикет и
зачем он нужен?».
Практическая работа
«Учимся быть
образованными».
Учебный диалог:
обсудим вместе,
заполним устно
таблицу, дополним ее.
Совместная
деятельность в
группах: анализ
информации,
представленной в
дидактических текстах
К.Д. Ушинского.
Составление

Расширение
кругозора и
культурного
опыта
школьника,
формирование
умения
воспринимать
мир не только
рационально, но
и образно.

Проявление
гуманного
отношения,
толерантности
к людям,
правильного
взаимодействи
я в совместной
деятельности,
независимо от
возраста,
национальност
и,
вероисповедан
ия участников
диалога или
деятельности;
стремление к
развитию
интеллектуаль

Участвовать в
диалоге:
высказывать свои
суждения,
анализировать
высказывания
участников
беседы,
добавлять,
приводить
доказательства.

18.03

Создаватьпо
изображениям
(художественны
м полотнам,
иконам,
иллюстрациям)
словесный
портрет героя.

6.05

1.04
8.04
15.04
22.04
29.04

описательного рассказа
по картине П. Федотова
«Свежий кавалер».
Сюжетная игра
«Разговор с младшим
братишкой (сестренкой)
об этикете».

ных,
нравственных,
эстетических
потребностей.

Оценивать
поступки
реальных лиц,
героев
произведений,
высказывания
известных
личностей.

Обобщение изученного.
33 - Уроки
34
контроля и
обобщения.
2ч.
Итого 34 часа

13.05
20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».