2 класс. Литературное чтение. Рабочая программа на 2024- 2025 уч.год.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Республики Хакасия
Управление образования Алтайский район
МБОУ «Новомихайловская СШ»

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 415
от «28» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 2 класса

село Новомихайловка 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели
и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных
учебных
действий
(познавательных,
коммуникативных,
регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с
учётом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением
предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской
грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального,
духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и
приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской
литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие
обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности
обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное
или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе
изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением
следующих задач:
 формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня общего
речевого развития;
 осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
 первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
 овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных
понятий в соответствии с представленными предметными результатами по
классам;
 овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование
информации
 для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых
результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает
следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и
читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и
литературных текстов; представленность в произведениях нравственноэстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных
произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,
обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности
обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80
часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»,
причем в первую четверть уроки проводятся в количестве 7 в две недели в
соответствие с СанПином о проведении не более 3х уроков в день, поэтому
отведено на предмет 127 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее
трёх произведений И.С. Никитина, Ф.П. Савинова, А.А. Прокофьева и других).
Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение
в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю,
Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей
произведения. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи
И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова и других).
Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина»,
А.А. Прокофьев «Родина» и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров
фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки
по выбору). Шуточные фольклорные произведения, скороговорки, небылицы.
Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий»
как основа построения небылиц. Ритм и счёт как основные средства
выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка
как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка – выражение народной
мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного
вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки
народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и
языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление):
наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные
произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки,
загадки, народные песни, русская народная сказка «Каша из топора», русская
народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка «Зимовье
зверей», русская народная сказка «Снегурочка», сказки народов России (1–2
произведения) и другие.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные
времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не
менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски
времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и
эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Отражение темы «Времена
года» в картинах художников (на примере пейзажей И.И. Левитана, В.Д. Поленова,
А.И. Куинджи, И.И. Шишкина и других) и музыкальных произведениях (например,
произведения П.И. Чайковского, А. Вивальди и других).

Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Вот
север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень. Обсыпается
наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий «Четыре
художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится»,
И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…»,
И.З. Суриков «Лето» и другие.
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении
(расширение
круга
чтения:
не
менее
четырёх
произведений,
Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина и других). Отражение
в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение,
помощь друг другу. Главная мысль произведения (идея). Герой произведения
(введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк
«Две пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья»,
Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка»,
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» и другие (по выбору).
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка:
«бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная
основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка.
Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания произведения.
Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз
Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка» и другие.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений
о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения
по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных – тема литературы
(произведения Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, С.В. Михалкова, Б.С. Житкова,
М.М. Пришвина и других). Отражение образов животных в фольклоре (русские
народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических
произведений о животных. Описание животных в художественном и научнопознавательном тексте. Нравственно-этические понятия: отношение человека
к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы,
прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И.А. Крылова,
Л.Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство
с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина):
Е.И. Чарушин, В.В. Бианки.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой
«Лев и мышь», М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок»,
В.Д. Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки «Музыкант», Е.И. Чарушин
«Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» и другие (по выбору).

О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и
детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору).
Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и
сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и
защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный
женский день, День Победы.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», А.А. Плещеев
«Песня матери», В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «Быль для детей»,
С.А. Баруздин «Салют» и другое (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не
менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро,
Х.-К. Андерсен и другие). Характеристика авторской сказки: герои, особенности
построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Составление
плана художественного произведения: части текста, их главные темы.
Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро
из одного стручка» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги:
содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе
рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная,
художественная, справочная.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение литературного чтения во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных
действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной
деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения (без отметочного оценивания);
сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине,
о родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и превращениях),
по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная и
литературная), рассказ, басня, стихотворение);
характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного
народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);

анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль
произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя,
оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму,
устанавливать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;
анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм,
рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении,
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.
Работа с информацией:
соотносить иллюстрации с текстом произведения;
ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору,
каталогу на основе рекомендованного списка;
по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать
тему и содержание книги;
пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.

Коммуникативные универсальные учебные действия
участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы,
дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания
на заданную тему;
пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно)
простые выводы на основе прочитанного (прослушанного) произведения;
описывать (устно) картины природы;
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, рассказы, небольшие сказки;
участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных
произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия
оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении
(слушании) произведения;
удерживать в памяти последовательность событий прослушанного
(прочитанного) текста;
контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении
(слушании) произведения;
проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.

Совместная деятельность
выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать
за общий результат работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по литературному чтению
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению отражают
освоение обучающимися социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей
русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и
другим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных
по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям.
3) эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре,
к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего
и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ.
4) трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
5) экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
6) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать
устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной
деятельности; корректировать свои учебные действия для
преодоления ошибок.

Совместная деятельность
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы;
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения
в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя
в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее,
ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить
в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственноэтических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не
менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные
времена года;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма);
понимать содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения:
отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки,
пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки
о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные
сказки, рассказы, стихотворения, басни);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий
тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет)
героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения,
устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать
героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать
отношение автора к героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и
с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов
в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор,
литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение,
эпитет);
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения:
понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые
выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно,

от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения
(не менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
ориентироваться в книге и (или) учебнике по обложке, оглавлению,
аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного
списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ п/п
1

Наименование
разделов и тем
учебного предмета
Произведения
о нашей Родине

Количество
часов
6

Программное
содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Круг чтения:
произведения о
Родине (на
примере
стихотворений
И.С. Никитина,
Ф.П. Савинова, А.А.
Прокофьева).
Патриотическое
звучание
произведений
о родном крае и
природе.
Отражение
в произведениях
нравственноэтических понятий:
любовь к Родине,
родному краю,
Отечеству. Анализ
заголовка,
соотнесение его

Учебный диалог: определение учебной задачи
изучения произведений данного раздела.
Слушание стихотворных произведений, оценка своей
эмоциональной реакции на прослушанное
произведение, определение темы (не менее
3 стихотворений): стихотворения И. С. Никитина
«Русь», Ф. П. Савинова «Родина», А. А. Прокофьева
«Родина».
Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение
главной мысли произведения – любовь к Родине
неотделима от любви к родной земле и её природе.
Работа с текстом произведения: читать отдельные
строфы, задание на поисковое чтение: ответы
на вопросы. Например: в чём раскрывается истинная
красота родной земли? Беседа на тему «Родина бывает
разная, но у всех она одна… (З. Н. Александрова)»,
составление своего высказывания по содержанию
произведения (не менее 5 предложений).
Чтение вслух прозаических произведений по
изучаемой теме. Распознавание
прозаического и стихотворного произведений,
сравнение произведений разных авторов на одну тему,

с главной мыслью и
идеей
произведения.
Отражение темы
Родины в
изобразительном
искусстве (пейзажи
И.И. Левитана, И.И.
Шишкина,
В.Д. Поленова и др.)

2

Фольклор (устное
народное
творчество)

16

заполнение таблицы, проверка результатов своей
работы.

Задания на поисковое выборочное чтение: например,
объяснение понятий «Родина», «Русь», «Отечество»
с подтверждением своего ответа примерами из текста,
нахождение значения слов в словаре (Русь, Родина,
родные, род, Отечество).
Выразительное чтение наизусть стихотворений
о Родине (одно по выбору).
Составление устного рассказа по репродукциям картин
художников (И. И. Левитан, И. И. Шишкин,
В. Д. Поленов и др.).
Представление выставки книг, прочитанных летом,
рассказ «Любимая книга»
Произведения малых Работа со схемой «Малые жанры фольклора»:
жанров фольклора
заполнение, подбор примеров (на материале
(потешки, считалки, изученного в 1 классе).
пословицы,
скороговорки,
небылицы, загадки).
Шуточные
фольклорные
Участие в учебном диалоге: обсуждение значения
произведения,
пословицы, пословица как главная мысль
скороговорки,
произведения.

небылицы.
Особенности
скороговорок, их
роль в речи. Игра
со словом,
«перевёртыш
событий» как основа
построения небылиц.
Ритм
и счёт – основные
средства
выразительности и
построения
считалки. Народные
песни, их
особенности.
Загадка как жанр
фольклора,
тематические
группы загадок.
Сказка – выражение
народной мудрости,
нравственная идея
фольклорных сказок.
Особенности сказок
разного вида

Упражнение в чтении вслух целыми словами малых
жанров фольклора: потешек, считалок, скороговорок,
небылиц, загадок (по выбору).
Групповая работа: чтение скороговорок с увеличением
темпа, проведение конкурса «Лучший чтец
скороговорок».
Работа с текстом: анализ юмористических событий в
небылицах, нахождение созвучных (рифмованных)
слов. Упражнение в чтении народных песен с учётом
их назначения (колыбельные – спокойно, медленно,
чтобы убаюкать, хороводные – весело, радостно
для передачи состояний разных явлений природы),
выделение ключевых слов.
Чтение загадок и объединение их по темам.
Упражнение на распознавание отдельных малых
жанров фольклора (потешка, пословица, загадка,
считалка, небылица).
Сочинение по аналогии небылиц, загадок, считалок.
Чтение молча (про себя) небольших по объёму сказок
о животных: например, «Зимовье зверей».
Контроль восприятия произведения, прочитанного про
себя: ответы на вопросы по фактическому
содержанию текста.
Сравнение сказок о животных народов России: тема,
основная идея, герои.
Слушание сказок, различение бытовой и волшебной

(о животных,
бытовые,
волшебные).
Особенности сказок
о животных: сказки
народов России.
Бытовая сказка:
герои, место
действия,
особенности
построения и языка.
Диалог в сказке.
Понятие
о волшебной сказке
(общее
представление):
наличие присказки,
постоянные эпитеты,
волшебные герои.
Фольклорные
произведения
народов России:
отражение в сказках
народного быта и
культуры

сказки, характеристика особенностей каждой
(на примере сказок: «Каша из топора», «У страха глаза
велики», «Снегурочка»).
Анализ структуры сказки: выделение присказки,
нахождение завязки.
Сравнение героев бытовых и волшебных сказок,
нахождение и выразительное чтение диалогов.
Работа с текстом сказок: определение
последовательности событий, выделение опорных
слов, составление плана произведения
(номинативный).
Пересказ (устно) текста произведения подробно (с
учётом всех сюжетных линий).
Задание на поисковое выборочное чтение: нахождение
в тексте сказки национальных особенностей
(например, имя героя, название жилища, предметов
одежды и т. д.).
Учебный диалог: обсуждение нравственно-этических
понятий (о труде, дружбе, добре, семье)
в фольклорных произведениях. Дифференцированная
работа в группах: составление сценария народной
сказки, определение фрагмента для чтения по ролям,
освоение ролей
для инсценирования, разучивание текста,
представление отдельных эпизодов (драматизация)
или всей сказки

3

Звуки и краски
родной природы в
разные времена
года (осень)

8

Тема природы
в разные времена
года (осень)
в произведениях
литературы.
Формирование
эстетического
восприятия явлений
природы (звуки,
краски осени).
Использование
средств
выразительности при
описании природы:
сравнение и эпитет.
Настроение, которое
создаёт пейзажная
лирика (об осени).
Отражение темы
«Осенняя природа»
в картинах
художников
(пейзаж):
И.И. Левитана,
В.Д. Поленова,

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Слушание стихотворных произведений:
А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»,
А. Н. Плещеев. «Осень», А. К. Толстой. «Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад», выражение своего
отношения к пейзажной лирике.
Обсуждение прослушанного произведения, ответ
на вопрос: «Какое настроение вызывает произведение?
Почему? С чем сравнивает поэт осенний лес?».
Работа с текстом произведения: упражнение
в нахождении сравнений и эпитетов, выделение
в тексте слов, использованных в прямом и переносном
значении, наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения, объяснение образных слов
и выражений, поиск значения слова по словарю.
Выразительное чтение с интонационным выделением
знаков препинания, с соблюдением орфоэпических
и пунктуационных норм.
Чтение про себя небольших по объёму прозаических
произведений об осени, доступных для восприятия
младшими школьниками: М. М. Пришвин. «Осеннее
утро», Г. А. Скребицкий. «Четыре художника. Осень».
Контроль восприятия произведения, прочитанного
про себя: определение формы (прозаическое

А.И. Куинджи,
И.И. Шишкина и др.
и музыкальных
произведениях
композиторов

4

Произведения о
детях и дружбе

12

Тема дружбы
в художественном
произведении
(расширение круга
чтения:
произведения
Н.Н. Носова,
В.А. Осеевой,

или стихотворное), ответы на вопросы по
фактическому содержанию текста.
Упражнение на сравнение произведений писателей на
одну тему, определение понравившегося,
объяснение своего выбора.
Дифференцированное задание: выборочный пересказ
(устно) отдельного эпизода.
Чтение наизусть стихотворения об осенней природе
(1–2 по выбору).
Рассматривание репродукций картин художников
(например, В. Д. Поленова «Осень в Абрамцево»,
И. И. Левитана «Золотая осень»), составление устного
рассказа-описания по репродукциям картин
художников и/или на основе личного опыта
с использованием средств выразительности:
сравнений, эпитетов.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка произведений об осени
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Чтение целыми словами без пропусков и перестановок,
с постепенным переходом от чтения вслух к чтению
про себя произведений о детях: А. Л. Барто. «Катя», Ю.
И. Ермолаев. «Два пирожных», Е. А. Пермяк.
«Две пословицы», Н. Н. Носов. «Заплатка»,

В.В. Лунина и др.).
Отражение
в произведениях
нравственноэтических понятий:
дружба, терпение,
уважение, помощь
друг другу. Главная
мысль произведения
(идея). Герой
произведения
(введение понятия
«главный герой»),
его характеристика
(портрет), оценка
поступков

«На горке», В. В. Лунин. «Я и Вовка», В. А. Осеева.
«Синие листья», Л.Н. Толстой. «Филиппок»,
В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным».
Учебный диалог: определение темы и главной мысли
произведения, соотнесение главной мысли
с пословицей, подбор пословиц к тексту.
Работа с текстом произведения (изучающее
и поисковое выборочное чтение): ответы на вопросы,
характеристика героя, установление взаимосвязи
между характером героя и его поступками,
нахождение описания героя, оценка его поступков (с
опорой на текст).
Упражнение на сравнение героев одного произведения
по предложенному алгоритму.
Обсуждение авторской позиции, выражение своего
отношения к героям с подтверждением примерами
из текста.
Работа в парах: определение последовательности
событий в произведении, составление вопросного
плана текста с выделением эпизодов, обсуждение
результатов деятельности.
Подробный пересказ (устно) содержания
произведения.
Упражнение в умении формулировать вопрос по
фактическому содержанию прочитанного
произведения.

Работа в группах: сравнение предложенных текстов
художественных произведений (распознавание
жанров), заполнение таблицы, проверка своего
результата.

5

Мир сказок

12

Расширение
представлений
о фольклорной

Дифференцированная работа: пересказ (устно) текста
произведения от третьего лица.
Проверочная работа: демонстрация начитанности и
сформированности специальных читательских умений:
соотнесение фамилий авторов с заголовками
произведений, определение тем указанных
произведений, различение жанров произведения,
нахождение ошибки в предложенной
последовательности событий одного из произведений,
приведение примеров пословиц на определённую тему
и другие задания.
Проверка своей работы по предложенному образцу.
Составление выставки книг писателей на тему о детях,
о дружбе.
Рассказ о главном герое прочитанного произведения
по предложенному алгоритму
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».

(народной) и
литературной
(авторской) сказке:
«бродячие» сюжеты.
Определение
фольклорной основы
авторских сказок:
сравнение сюжетов,
героев, особенностей
языка. Составление
плана произведения:
части текста, их
главные темы.
Иллюстрации, их
значение
в раскрытии
содержания
произведения

Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и
перестановок с постепенным переходом от чтения
вслух к чтению про себя фольклорных и литературных
сказок. Например, русская народная сказка «Золотая
рыбка» и произведение А. С. Пушкина «Сказка
о рыбаке и рыбке», русская народная сказка
«Снегурочка» и произведение В. И. Даля «Девочка
Снегурочка», народная сказка «Морозко» и сказка
В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Задание на сравнение фольклорной и литературной
(авторской) сказки: нахождение признаков народной
сказки, используемых в авторском произведении
сказочного жанра.
Учебный диалог: обсуждение ответов на вопросы
учебника, приведение примеров из текста,
установление сходств тем, героев, сюжетов, осознание
понятия «бродячий» сюжет (без предъявления
термина).
Выполнение заданий при работе с текстом (изучающее
и поисковое выборочное чтение): определение главной
мысли сказки, соотнесение её с пословицей,
характеристика героя, установление взаимосвязи
между характером героя и его поступками, описание
характера героя, нахождение портрета героя.
Работа с текстом произведения: определение
последовательности событий в произведении,

конструирование (моделирование) плана
произведения: деление текста на смысловые части,
определение эпизодов, выделение опорных слов для
каждой части плана, озаглавливание части
(формулировать вопрос или назывное предложение
по каждой части текста).
Упражнение на формулирование вопросов
по фактическому содержанию прочитанного
произведения.
Пересказ (устно) содержания сказки выборочно.
Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия
сказок.
Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода,
распределение ролей, инсценирование отдельных
частей произведения.
Работа с книгами по теме «Сказки»: выбирать,
называть, представлять книги с народными
и авторскими сказками.
Чтение книг с авторскими сказками: работа
с предисловием, аннотацией, оглавлением,
составление выставки книг по изучаемой теме.
Работа со схемой: распознавание сказок (фольклорные
и авторские), приведение примеров.

6

Звуки и краски
родной природы в
разные времена
года (зима)

12

Поиск информации: получение дополнительной
информации об авторах литературных сказок,
представление своего сообщения в классе
Тема природы
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
в разные времена
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
года (зима)
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
в произведениях
Слушание стихотворных произведений о зимней
литературы.
природе: А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…»,
Формирование
С. А. Есенин. «Поёт зима – аукает…», Ф. И. Тютчев.
эстетического
«Чародейкою Зимою…», обсуждение эмоционального
восприятия явлений состояния при восприятии описанных картин природы.
природы (звуки,
Чтение про себя небольших по объёму прозаических
краски зимы).
произведений о зиме, доступных для восприятия
Использование
младшими школьниками. Например, И. С. Соколовсредств
Микитов. «Зима в лесу». Контроль восприятия
выразительности при произведения, прочитанного про себя: ответы
описании природы:
на вопросы по фактическому содержанию текста.
сравнение и эпитет. Работа с текстом произведения: сравнение описаний
Настроение, которое зимней природы в стихотворных и повествовательных
создаёт пейзажная
текстах, объяснение образных слов и выражений,
работа со словарём: поиск значения незнакомых слов,

лирика (о зиме).
Отражение темы
«Природа зимой»
в картинах
художников
(пейзаж):
И.И. Левитана,
В.Д. Поленова,
А.И. Куинджи,
И.И. Шишкина
и музыкальных
произведениях
композиторов

7

Произведения о
братьях наших
меньших

18

Жанровое
многообразие
произведений
о животных (песни,
загадки, сказки,
басни, рассказы,
стихотворения).
Дружба людей

нахождение в тексте сравнений и эпитетов, приведение
примеров использования слов в прямом и переносном
значении, определение особенностей стихотворного
произведения (ритм, рифма).
Чтение наизусть с интонационным выделением знаков
препинания, с соблюдением орфоэпических
и пунктуационных норм стихотворения о зимней
природе (1–2 по выбору).
Чтение произведений новогодней тематики, сравнение
произведений писателей на одну тему, выбор
понравившегося, объяснение своего выбора.
Рассматривание репродукций картин художников
(И. И. Шишкин, А. М. Васнецов, И. Грабарь и др.),
составление рассказа-описания на тему «Какие
картины зимней природы мне нравятся?».
Работа в группе: распределение обязанностей, выбор
произведений для инсценирования и рассказывания
наизусть, проведение новогоднего праздника в классе
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Слушание художественных произведений о животных
и оценка своего эмоционального состояния
при восприятии произведения. Например, стихотворение
С. В. Михалкова «Мой щенок».
Учебный диалог: обсуждение прослушанного

и животных – тема
литературы
(произведения Е.И.
Чарушина, В.В.
Бианки,
С.В. Михалкова,
Б.С. Житкова,
М.М. Пришвина и
др.). Отражение
образов животных
в фольклоре
(русские народные
песни, загадки,
сказки). Герои
стихотворных и
прозаических
произведений о
животных.
Описание животных
в художественном и
научнопознавательном
тексте. Нравственноэтические понятия:
отношение человека
к животным (любовь

произведения, ответ на вопрос: «Какова главная мысль
произведения? Как автор описывает отношения людей
и животных?», осознание идеи произведения
о животных: забота о животных требует
ответственности, человек должен с заботой относиться
к природе.
Упражнение в чтении целыми словами без пропусков
и перестановок, с постепенным переходом от чтения
вслух к чтению про себя произведений о животных: В.
В. Бианки. «Музыкант», Е. И. Чарушин.
«Страшный рассказ», М. М. Пришвин. «Ребята и
утята», Б. С. Житков. «Храбрый утёнок».
Работа с текстом произведения: определение темы и
главной мысли произведения, ответы на вопросы,
использование поискового выборочного вида чтения,
нахождение портрета героя, средств изображения
героев и выражения их чувств, объяснение отношения
автора к героям, поступкам.
Задание на сравнение описания героя-животного
в художественном и научно-познавательном тексте:
сходство и различия, определение цели сообщения.
Работа в парах: зададим друг другу вопросы по
прослушанному (прочитанному) тексту. Работа
с текстом произведения: определение
последовательности событий в произведении,
составление или дополнение плана по данному началу.

и забота).
Особенности басни
как жанра
литературы,
прозаические
и стихотворные
басни (на примере
произведений И.А.
Крылова, Л.Н.
Толстого).
Мораль басни как
нравственный урок
(поучение).
Знакомство
с художникамииллюстраторами,
анималистами
(без использования
термина):
Е.И. Чарушин,
В.В. Бианки

Пересказ (устно) текста произведения от лица героя.
Знакомство с новым литературным жанром, чтение
вслух басен И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», Л.
Н. Толстого «Лев и мышь», сравнение формы:
прозаическая или стихотворная. Учебный диалог:
обсуждение героев, сюжета басни, нахождение морали
(поучения).
Задания на распознавание отдельных жанров
художественной литературы (рассказы, басни,
стихотворения, литературные сказки), сравнение
произведений писателей на одну тему: называть
понравившееся, объяснять свой выбор (составление
высказывания из не менее 4 предложений).
Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов
с выражением настроения героев.
Создание небольших историй с героями прочитанных
произведений (воображаемая ситуация).
Проверочная работа: демонстрация начитанности и
сформированности специальных читательских
умений: выполнение проверочных заданий, проверка и
оценка своей работы по предложенным критериям.
Составление выставки книг писателей на тему
о животных, рассказ о своей любимой книге
по предложенному алгоритму.

8

Звуки и краски
родной природы в
разные времена
года (весна и лето)

18

Творческая работа: составление сказки или рассказа
с героем животным по аналогии. Например, сказочная
история о лисе, ёжике.
Поиск в справочной литературе дополнительной
информации о художниках-иллюстраторах:
В. И. Чарушине, В. В. Бианки.
Дифференцированная работа в группе: выполнение
коллективного проекта «Книжка-самоделка
«Животные – герои произведений», представление его
в классе
Тема природы
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
в разные времена
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
года (весна, лето)
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Слушание стихотворных произведений: Ф. И. Тютчев.
в произведениях
литературы.
«Зима недаром злится…» И.З. Суриков. «Лето»,
выражение своего отношения к пейзажной лирике.
Формирование
Обсуждение прослушанного произведения: ответ
эстетического
восприятия явлений на вопрос: «Какое настроение вызывает произведение?
природы (звуки,
Почему? Каковы звуки весеннего леса?».
краски весны, лета). Работа с текстом произведения: различение
Использование
прозаического и стихотворного произведений,
средств
упражнение в нахождении сравнений и эпитетов,
выразительности при выделение в тексте слов, использованных в прямом
описании природы:
и переносном значении, наблюдение за рифмой
сравнение и эпитет. и ритмом стихотворения, нахождение образных слов
и выражений, работа со словарём.

Настроение, которое
создаёт пейзажная
лирика (о весне
и лете). Отражение
тем «Весенняя
природа», «Летняя
природа» в картинах
художников
(пейзаж):
И.И. Левитана,
В.Д. Поленова,
А.И. Куинджи,
И.И. Шишкина
и музыкальных
произведениях
композиторов

Выразительное чтение с интонационным выделением
знаков препинания, с соблюдением орфоэпических
и пунктуационных норм.
Чтение про себя небольших по объёму прозаических
произведений о весне, доступных для восприятия
младшими школьниками. Например,
Г. А. Скребицкий. «Четыре художника. Весна»,
контроль восприятия произведения, прочитанного
про себя: ответы на вопросы по фактическому
содержанию текста.
Дифференцированное задание: выборочный пересказ
(устно) отдельного эпизода.
Сравнение произведений писателей на одну тему,
определение понравившегося, объяснение своего
выбора.
Чтение наизусть стихотворения о весенней (летней)
природе (1–2 по выбору).
Рассматривание репродукций картин художников А.
И. Куинджи, И. И. Левитана и др., составление
устного рассказа-описания по репродукциям картин
художников и/или на основе личного опыта.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка произведений о весенней
природе

9

Произведения
о близких, о семье

13

Тема семьи, детства,
взаимоотношений
взрослых и детей
в творчестве
писателей и
фольклорных
произведениях.
Отражение
нравственных
семейных ценностей
в произведениях
о семье: любовь и
сопереживание,
уважение и
внимание к
старшему
поколению, радость
общения и
защищённость
в семье.
Международный
женский день, День
Победы – темы
художественных
произведений

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Чтение целыми словами без пропусков и перестановок,
постепенно переходя от чтения вслух к чтению
про себя произведений о детях: Л. Н. Толстой. «Отец
и сыновья», В. А. Осеева. «Сыновья» и другие.
Работа с текстом произведения: определение темы
и главной мысли произведения, соотнесение главной
мысли с пословицей, ответы на вопросы, используя
изучающее и поисковое выборочное чтение.
Характеристика героя: установление взаимосвязи
между характером героя и его поступками, поиск
описания героя, оценка его поступков, нахождение
в тексте средств изображения героев и выражения их
чувств, сравнение героев одного произведения
по предложенному алгоритму.
Чтение народных колыбельных песен и авторских
произведений, их сравнение. Например,
А. Н. Плещеев. «Песня матери».
Работа в парах: определение последовательности
событий в произведении, составление вопросного
плана текста с выделением эпизодов, обсуждение
результатов деятельности.
Подробный пересказ (устно) содержания
произведения.

Упражнение в умении формулировать вопрос по
фактическому содержанию прочитанного
произведения.
Работа с таблицей: сравнение текстов художественных
произведений (распознавание жанров) и заполнение
таблицы.

Слушание и чтение произведений о Великой
Отечественной войне: С. В. Михалков. «Быль
для детей», С. А. Баруздин. «Салют», обсуждение
авторской позиции, выражение своего отношения
к героям с подтверждением примерами из текста.
Составление выставки книг писателей на тему о детях,
о дружбе, рассказ о героях прочитанных произведений
по предложенному алгоритму.
Работа в группах: составление сценария праздников
«8 Марта», «9 Мая»: чтение наизусть произведений,
исполнение песен, слушание музыки, посвящённой
праздникам.
Дифференцированная работа: подготовка сообщения о
своих родных – участниках Великой Отечественной
войны

10

Зарубежная
литература

11

Литературная
(авторская) сказка:
зарубежные
писатели-сказочники
(Ш. Перро,
Х.-К. Андерсен).
Характеристика
авторской сказки:
герои, особенности
построения и языка.
Сходство тем
и сюжетов сказок
разных народов.
Составление плана
художественного
произведения: части
текста, их главные
темы. Иллюстрации,
их значение в
раскрытии
содержания
произведения

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Упражнение в чтении произведений зарубежных
писателей: Ш. Перро. «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен.
«Пятеро из одного стручка». Характеристика героя:
установление взаимосвязи между характером героя и его
поступками, описание характера героя, нахождение
портрета героя.
Работа с текстом произведения: определение
последовательности событий в произведении,
конструирование (моделирование) плана
произведения: деление текста на смысловые части,
определение эпизодов, выделение опорных слов для
каждой части плана, озаглавливание части
(формулировать вопрос или назывное предложение
по каждой части текста).
Упражнение на формулирование вопросов
по фактическому содержанию прочитанного
произведения.
Пересказ (устно) содержания сказки выборочно.
Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия
сказок.
Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода,
распределение ролей, инсценирование отдельных
частей произведения.

Работа со схемой: обобщение информации о
писателях-сказочниках, работа со схемой.

11

Библиографическая
культура (работа
с детской книгой и
справочной
литературой)

2

Книга как источник
необходимых
знаний. Элементы
книги: содержание
или оглавление,
аннотация,
иллюстрация.
Выбор книг
на основе
рекомендательного
списка,
тематические
картотеки
библиотеки. Книга
учебная,

Составление выставки книг на тему «Зарубежные
писатели».
Ролевая игра: выполнение роли экскурсовода
по выставке книг писателей-сказочников
(рассказывание о книгах изучаемой тематики)
Экскурсия в библиотеку, ориентировка в пространстве
школьной библиотеки, работа с тематическим
каталогом.
Беседа с библиотекарем на тему важности чтения
для обучения и развития.
Выбор книги с учётом рекомендательного списка,
по тематическому каталогу в библиотеке.
Сравнение книг по теме, автору, заголовку,
ориентировка в содержании книги/учебника
по оглавлению, аннотации, предисловию, условным
обозначениям.
Рассказ о прочитанной книге с использованием
изученных понятий.
Составление списка прочитанных книг.
Группировка книг по изученным разделам и темам.

художественная,
справочная

Резервное время
ОБЩЕЕ ЧИСЛО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

8
136

Поиск необходимой информации в словарях
и справочниках об авторах изученных произведений.
Рассказ о своих любимых книгах по предложенному
алгоритму.
Рекомендации по летнему чтению, оформление
дневника читателя

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ». 1-4 КЛАСС (АВТОРЫ КЛИМАНОВА Л.
Ф., ГОРЕЦКИЙ В. Г., ГОЛОВАНОВА М. В. И ДР.)

2 КЛАСС
Количество часов

№
п/п

Тема урока

Всего

Конт
роль
ные
работ
ы

Практ
ически
е
работ
ы

Дата
изучения

1

Резервный урок. Работа с детскими книгами: виды
книг (учебная, художественная, справочная) (Час из
резервных)

1

2.09

2

Произведения малых жанров фольклора

1

3.09

3

Пословицы как жанр фольклора

1

4.09

4

Характеристика особенностей народных песен

1

5.09

5

Шуточные фольклорные произведения: игра со
словом. Небылица как «перевёртыш событий».
Потешки и прибаутки

1

9.09

6

Ритм и счёт – основа построения считалок

1

10.09

7

Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи

1

11.09

8

Загадка как жанр фольклора, тематические группы
загадок

1

12.09

9

Произведения устного народного творчества

1

16.09

10

Особенности сказок разного вида (о животных,
бытовые, волшебные). На примере русской народной
сказки «У страха глаза велики»

1

17.09

11

Особенности сказок о животных. На примере русской
народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

1

18.09

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

12

Бытовые сказки: особенности построения и язык.
Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из
топора»

1

19.09

13

Сказка – выражение народной мудрости,
нравственная идея фольклорных сказок на примере
сказки "Лиса и журавль"

1

23.09

14

Общее представление о волшебной сказке: присказки,
повторы. Русская народная сказка «Снегурочка»
(вариант «Лиса и тетрев»)

1

24.09

15

Характеристика героя волшебной сказки, постоянные
эпитеты. На примере русской народной сказки "Гусилебеди"

1

25.09

16

Фольклорные произведения народов России:
отражение в сказках народного быта и культуры.

1

26.09

17

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Фольклор»

1

18

Работа с детскими книгами: «Произведения писателей
о родной природе» Эстетическое восприятие явлений
осенней природы

1

1.10

19

Создание осеннего пейзажа: краски и звуки.
Произведения художников и композиторов по выбору

1

2.10

20

Восприятие пейзажной лирики. Слушание
стихотворений об осени

1

3.10

21

Сравнение стихотворений об осени. На примере
произведений Ф. И. Тютчева "Есть в осени
первоначальной…", К.Д. Бальмонта "Осень"

1

7.10

22

Наблюдение за художественными особенностями
текста: настроение, средства выразительности на

1

8.10

1

30.09

примере текстов А.Н. Плещеева "Осень наступила...",
А.А. Фета "Ласточки пропали…"
Восприятие осени в произведении М.М.Пришвина
«Осеннее утро» и других на выбор. Проверка
техники чтения.
Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо
осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре
художника»

1

9.10

1

10.10

25

Сравнение стихотворений об осенних листьях разных
поэтов. А. Толстой "Осень. Обсыпается весь наш
бедный сад…" и произведения других поэтов

1

14.10

26

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Звуки и краски осенней природы» (вариант –
произведения о грибах)

1

27

Составление устных рассказов «Природа осенью» по
изученным текстам. Сравнение художественного и
научно-познавательного текстов

1

16.10

28

Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль
для детей»: осознание темы Великой Отечественной
войны

1

17.10

29

Патриотическое звучание произведений о Родине.
Ф.П. Савинова «Родина» и другие по выбору

1

21.10

30

Отражение темы Родина в произведении И.С.
Никитина «Русь»

1

22.10

31

Отражение нравственных ценностей в произведениях
о Родине: любовь к родному краю. На примере
произведения С.Т.Романовского «Русь». Почему хлеб
всегда связан с трудом, жизнью и Родиной

1

23.10

23

24

1

15.10

32

Любовь к природе – тема произведений о Родине. На
примере произведения К.Г.Паустовского «Мещёрская
сторона»

1

24.10

33

Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева
"Родина" и соотнесение его с главной мыслью
произведения. Понимание главной мысли (идеи) и
темы произведений о Родине

1

5.11

34

Отражение темы Родины в изобразительном
искусстве

1

6.11

35

Создание пейзажа в произведениях писателей. В.А.
Жуковский "Летний вечер"

1

7.11

36

Тема прихода весны в произведениях
В.А.Жуковского «Жаворонок» и «Приход весны»

1

11.11

37

Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб
зелёный…» А.С. Пушкин

1

12.11

38

Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.
Пушкина. Характеристика героев

1

13.11

39

Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке» с фольклорными (народными) сказками

1

14.11

40

Работа с фольклорной (народной) и литературной
(авторской) сказкой: составление плана произведения,
выделение особенностей языка. Художественные
особенности авторской сказки. "Сказка о рыбаке и
рыбке" А.С. Пушкина

1

18.11

41

Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания
произведения. Иллюстрации к сказках А.С. Пушкина,
созданные разными художниками

1

19.11

42

Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А.

1

20.11

Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н.Толстого «Лев
и мышь»
43

Особенности басни как жанра литературы. Мораль
басни как нравственный урок (поучение). Крылов
«Стрекоза и муравей»

1

21.11

44

Представление темы «Отношение человека к
животным» в произведениях писателей. Л.Н.
Толстого для детей. "Котёнок"

1

25.11

45

Тема семьи в творчестве писателей. На примере
произведения Л.Н. Толстого "Правда всего дороже",
"Отец и сыновья"

1

26.11

46

Характеристика главного героя рассказа. Главная
мысль произведения (идея). Л. Н. Толстой
"Филиппок"

1

27.11

47

Работа с детскими книгами на тему: «О братьях
наших меньших»: составление аннотации

1

28.11

48

Образы героев стихотворных и прозаических
произведений о животных. Какими бывают собаки?
И. М. Пивоварова "Жила-была собака…". Сравнение
героев стихотворения, небылицы и сказки

1

2.12

49

Отражение темы "Дружба животных" в
стихотворении В.Д. Берестова «Кошкин щенок» и
других на выбор

1

3.12

50

Отражение нравственно-этических понятий (защита и
забота о животных) на примере рассказа М.М.
Пришвина «Ребята и утята»

1

4.12

51

Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И.
Чарушина «Страшный рассказ»

1

5.12

52

Оценка поступков и поведения героя произведения
Б.С. Житкова «Храбрый утёнок»

1

9.12

53

Знакомство с художниками-иллюстраторами,
анималистами Е.И. Чарушиным, В.В. Бианки

1

10.12

54

Отражение образов животных в устном народном
творчестве (фольклоре). На примере русской
народной песни «Коровушка»

1

11.12

55

Характеристика героев-животных в фольклорных
(народных) сказках. Чукотская народная сказка
«Хвост» и другие на выбор

1

12.12

56

Особенности сказок о животных. На примере русской
народной сказки «Зимовье зверей» и других на выбор

1

16.12

57

Фольклорные произведения народов России.
Произведения по выбору ( хакасская сказка)

1

17.12

58

Сравнение описания героев-животных в фольклорных
(народных) и литературных произведениях. На
примере произведений К.Д.Ушинского и других на
выбор. В. В. Бианки "Музыкант".

1

18.12

59

Сравнение описания животных в художественном и
научно-познавательном тексте

1

23.12

60

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«О братьях наших меньших»

1

61

Восприятие пейзажной лирики. Слушание
стихотворений о зиме. Проверка техники чтения.

1

24.12

62

Средства художественной выразительности:
сравнение. Произведения по выбору, например, И. А.
Бунин "Первый снег" и другие

1

25.12

63

Наблюдение за художественными особенностями

1

26.12

1

19.12

текста: настроение, средства выразительности на
примере текста Ф.И. Тютчева ""Чародейкою
Зимою…"
64

Сравнение образа зимы в произведениях
А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и
С.А.Есенина «Поёт зима – аукает»

1

9.01

65

Средства художественной выразительности: эпитет.
Произведения по выбору, например, отрывки из
романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

1

13.01

66

Описание игр и зимних забав детей. Произведения по
выбору, например, И.З.Суриков «Детство»

1

14.01

67

Картины зимнего леса в рассказе И.С. СоколоваМикитова «Зима в лесу»

1

15.01

68

Жизнь животных зимой: научно-познавательные
рассказы. Произведения по выбору, например, Г.А.
Скребицкого

1

16.01

69

Составление устного рассказа «Краски и звуки зимы»
по изученным текстам

1

20.01

70

Тема "Природа зимой" в картинах художников и
произведениях композиторов

1

21.01

71

Наблюдение за описанием в художественном тексте.
Произведения по выбору, например, С. В. Михалков
"Новогодняя быль"

1

22.01

72

Составление плана сказки: части текста, их главные
темы. На примере русской народной сказки "Два
мороза"

1

23.01

73

Фольклорная основа литературной (авторской) сказки
В.И.Даля «Девочка Снегурочка»

1

27.01

74

Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки
«Снегурочка» и литературной (авторской) В.И. Даля
«Девочка Снегурочка»

1

28.01

75

Фольклорная основа литературной (авторской) сказки
В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

1

29.01

76

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Звуки и краски зимней природы»

1

77

Выявление последовательности событий.
Составление вопросного плана. К.И. Чуковский
"Федорино горе"

1

3.02

78

Чтение по ролям (инсценировка) сказки К.И.
Чуковский "Федорино горе"

1

4.02

79

Осознание понятий друг, дружба на примере
произведений о животных. Произведения по выбору,
например, С.В. Михалков "Мой щенок"

1

5.02

80

Средства художественной выразительности в
стихотворениях о весне. Произведения по выбору,
например, А.Л. Барто "Верёвочка"

1

6.02

81

Произведения о детях. На примере рассказов Н. Н.
Носова "Затейники"

1

10.02

82

Характеристика героя, его портрет. Произведения о
детях на выбор, например, Н. Н. Носов "Живая
шляпа"

1

11.02

83

Отражение в произведениях нравственно-этических
понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг
другу. В. А. Осеева "Синие листья"

1

12.02

84

Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и
«Заплатка». Оценка поступков героя рассказа

1

13.02

1

30.01

85

Отражение темы дружбы в рассказах о детях.
Выставка книг: произведения о детях.

1

17.02

86

Отражение понятия взаимопомощь в произведениях
А.Л. Барто «Катя». Разные точки зрения на одно
событие. Ю. И. Ермолаев "Два пирожных"

1

18.02

87

Главный герой: общее представление.
Характеристика героя, его портрет. На примере
рассказа В. А. Осеева "Волшебное слово"

1

19.02

88

Выделение главной мысли (идеи): уважение и
внимание к старшему поколению. Произведения по
выбору, например, В.А. Осеева "Хорошее"

1

20.02

89

Оценка поступков героя. В. В. Лунин "Я и Вовка"

1

24.02

90

Тема дружбы в произведении Е.А. Пермяка «Две
пословицы» (вариант Мошковская Я ушёл…»,
Берестов «За игрой» . Дружбу помни, а зло забывай

1

25.02

91

Оценка взаимооотношений взрослых и детей на
примере рассказа В. А. Осеевой "Почему"

1

26.02

92

Анализ заголовка и соотнесение его с главной
мыслью произведения: В.А. Осеева "Почему"

1

27.02

93

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«О детях и дружбе»

1

94

Старинные народные весенние праздники и обряды.
Заклички, веснянки

1

4.03

95

Народная наблюдательность, выраженная в малых
жанрах устного народного творчества (фольклоре)

1

5.03

96

Наблюдение за описанием весны в художественном
тексте. Произведения по выбору, например, А.П.
Чехов «Весной» (отрывок)

1

6.03

1

3.03

97

Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого
«Четыре художника». Составление плана текста

1

10.03

98

Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого
«Четыре художника». Средства выразительности

1

11.03

99

Восприятие пейзажной лирики. Слушание
стихотворений о весне и лете. Провнрка техники
чтения.

1

12.03

100

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима
недаром злится...»: выделение средств
художественной выразительности. Устное сочинение
"Я рад весне"

1

13.03

101

Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей

1

17.03

102

Красота весенней природы, отражённая в лирических
произведениях. Произведения по выбору, например,
Ф. И. Тютчев "Весенние воды"

1

18.03

103

Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся
природы в произведения писателей. Произведения по
выбору, например, Г.А.Скребицкий «Весенняя песня»
или Плещеев «Весна», Блок «На лугу»

1

19.03

104

Признаки весны, отражённые в произведениях
писателей. Картины весны в стихотворениях разных
поэтов. Сравнение стихотворений на пимере Плещеев
«Весна», Блок «На лугу», Дрожжин «Весеннее
царство»

1

20.03

105

Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И.
Высотской «Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой
луг»

1

31.03

106

Резервный урок. Восприятие лета в произведении И.З.

1

1.04

Сурикова «Лето»
107

Составление устного рассказа «Краски и звуки
весеннего леса» по изученным текстам

1

108

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Звуки и краски весенней природы»

1

109

Тема «Природа весной» в картинах художников и
произведениях композиторов. Образы
пробуждающейся природы в живописи и музыки.

1

7.04

110

Характеристика особенностей колыбельных
народных песен: интонационный рисунок

1

8.04

111

Сравнение народной колыбельной песни и
стихотворения А.А. Плещеева «Песня матери»:
любовь и переживание матери

1

9.04

112

Нравственные семейные ценности в фольклорных
(народных) сказках. Произведения по выбору,
например, татарская народная сказка «Три дочери»

1

10.04

113

Международный женский день – тема
художественных произведений. Бунин «Матери»,
Благинина «Посидим в тишине»

1

14.04

114

Восприятие произведений о маме: проявление любви
и радости общения. Произведения по выбору,
например, А. Н. Плещеев "В бурю"

1

15.04

115

Отражение темы День Победы в произведении С.А.
Баруздина «Салют» и С. А. Васильева "Белая берёза"

1

16.04

116

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«О наших близких, о семье»

1

117

Работа с детскими книгами на тему: «О наших
близких, о семье»: выбор книг на основе

1

2.04

1

1

3.04

17.04
21.04

тематической картотеки
118

Резервный урок. Шутливое искажение
действительности. На примере произведения А. И.
Введенского "Учёный Петя". Д. И. Хармса "Врун"

1

22.04

119

Резервный урок. Средства создания комического в
произведении. На примере произведения Э. Н.
Успенского "Над нашей квартирой"

1

23.04

120

Герои литературной (авторской) сказки. На примере
произведения Э. Н. Успенского "Чебурашка"

1

24.04

121

Выделение главной мысли (идеи) рассказа
В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным»

1

28.04

122

Сходство тем и сюжетов сказок разных народов.
Произведения по выбору, например, английская
народная сказка «Как Джек ходил счастье искать»

1

29.04

123

Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках.
Произведения по выбору, например, норвежская
сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская
народная сказка «Вершки и корешки»

1

30.04

124

Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм
«Бременские музыканты»

1

5.05

125

Работа со сказкой братьев Гримм «Бременские
музыканты»: составление плана произведения

1

6.05

126

Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные
сказочники»: соотнесение иллюстраций с
содержанием сказок. Проверка техники чтения
вслух.

1

7.05

127

Фантазёры и мечтатели – герои произведений.
Произведения по выбору, например, английские

1

8.05

народные песенки «Храбрецы», «Перчатки»
128

Особенности построения волшебной сказки Ш.Перро
«Кот в сапогах»

1

13.05

129

Характеристика героев сказки Ш.Перро «Кот в
сапогах»

1

15.05

130

Х.-К. Андерсен - известный писатель-сказочник.
Знакомство с его произведениями. Сказка "Огниво"

1

19.05

131

Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К.
Андерсена «Пятеро из одного стручка» и других его
сказок на выбор

1

20.05

132

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Зарубежные писатели-сказочники»

1

1

12.05

133

Резервный урок. Проверочная работа по итогам
изученного во 2 классе

1

1

14.05

134

Книга как источник необходимых знаний. На примере
произведения Г.А. Ладонщиков «Лучший друг».
Проверка техники чтения про себя.

1

21.05

135

Ориентировка в книге: обложка, содержание,
аннотация, иллюстрация

1

22.05

136

Резервный урок. Выбор книг на основе
рекомендательного списка: летнее чтение

1

26.05

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

9

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».