1 класс литературное чтение на 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Республики Хакасия
Управление образования Алтайский район
МБОУ «Новомихайловская СШ»

УТВЕРЖДЕНО
Приказ №415 от 28.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1461293)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1-4 классов

село Новомихайловка 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное
чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения,
читательской
грамотности
и
закладывает
основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового
чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой,
знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего
роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом
обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется
решением следующих задач:
• формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня
общего речевого развития;
• осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
• первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного
творчества;
• овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными
предметными результатами по классам;
• овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации

для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант
распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по
литературному чтению раскрывает следующие направления литературного
образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному
чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений,
обеспечивающих
формирование
функциональной
литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
•

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к
предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее
80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение
грамоте», причем в первую четверть уроки проводятся в количестве 7 в две
недели в соответствие с СанПином о проведении не более 3х уроков в день,
поэтому отведено на предмет 127 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Обучение грамоте[1]
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения.
Установление последовательности звуков в слове и определение количества
звуков.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Выразительное чтение на материале
небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при
письме под диктовку и при списывании.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская).
Восприятие текста произведений художественной литературы и устного
народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и
литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и
волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность
событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке.
Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений.
Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных
и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные
качества (отношение к природе, людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных «Лисица и
тетерев», «Лиса и рак», литературные (авторские) сказки К.Д. Ушинский
«Петух и собака», сказки В.Г.Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие
(по выбору).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения»
(общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль
произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?).

Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка
(общее представление на примере не менее шести произведений К. Д.
Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И.
Ермолаева). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков.
Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием
произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг,
дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не
делает никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый
ножик»,
В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев
«Лучший друг» и другие (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение
поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных
произведений А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой, С. Я.
Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы,
времена года, человек и природа; Родина, природа родного края.
Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм
(практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое
произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к
Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии.
Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок
выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (не менее
шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного
творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать,
играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка
– игровой народный фольклор. Загадки – средство воспитания живости ума,
сообразительности. Пословицы – проявление народной мудрости, средство
воспитания понимания жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по
выбору) – герои произведений. Цель и назначение произведений о
взаимоотношениях человека и животных – воспитание добрых чувств и
бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и
научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его
внешности. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о
животных.

Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И.
Чарушин «Про Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и
другие.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение
произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере
доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, А. В. Митяева и др.).
Осознание
нравственно-этических понятий:
чувство
любви
как
привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери,
близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л.
Барто «Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее
трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в
каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях
окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с
необычными, сказочными, фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо»,
Б.В. Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по
выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление
о том, что книга – источник необходимых знаний. Обложка, оглавление,
иллюстрации – элементы ориентировки в книге. Умение использовать
тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
Изучение литературного чтения в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
• читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения;
• понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного
текста;
• ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые
фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой,
рассказ, стихотворение (в пределах изученного);

различать и группировать произведения по жанрам (загадки,
пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение,
рассказ);
• анализировать
текст:
определять
тему,
устанавливать
последовательность событий в произведении, характеризовать героя,
давать положительную или отрицательную оценку его поступкам,
задавать вопросы по фактическому содержанию;
• сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно
вызывает.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
• понимать, что текст произведения может быть представлен в
иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм,
спектакль и другие);
• соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из
текста, которые соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и
пунктуационные нормы;
• участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или
прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы,
высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;
• пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на
вопросы, рисунки, предложенный план;
• объяснять своими словами значение изученных понятий;
• описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений,
сказок, рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае
необходимости обращаться за помощью к учителю;
• проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой
навык чтения;
• с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении
читательской деятельности.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• проявлять желание работать в парах, небольших группах;
•

•

проявлять
культуру
взаимодействия,
терпение,
умение
договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
• освоение
опыта человеческих взаимоотношений, признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей
художественных
произведений
в
ситуации
нравственного выбора;
• выражение своего
видения мира, индивидуальной позиции
посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
• проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
• приобретение
эстетического
опыта
слушания,
чтения
и
эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
• понимание
образного языка художественных произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
• бережное
отношение
к
природе,
осознание
проблем
взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных
произведениях;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
• овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
• потребность
в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и
•

самостоятельности в познании произведений
художественной литературы, творчества писателей.

фольклора

и

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной
школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия:
базовые логические действия:
• сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
• объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
• определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
• находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному
алгоритму;
• выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
• устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
• определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
• сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
классификации, сравнения, исследования);
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:

выбирать источник получения информации;
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
• распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки;
• соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
• готовить небольшие публичные выступления;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
•

•

•

•
•
•
•

формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
1 КЛАСС
• понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения
в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности
чтения для личного развития, находить в художественных
произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта
разных народов;
• владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение
целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без
пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и
небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в
минуту (без отметочного оценивания);
• читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года;
• различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
• различать и называть отдельные жанры фольклора (устного
народного творчества) и художественной литературы (загадки,

•
•

•

•

•
•
•
•
•

•

пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные),
рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения:
отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть
элементарными
умениями
анализа
текста
прослушанного/прочитанного
произведения:
определять
последовательность событий в произведении, характеризовать
поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять
значение незнакомого слова с использованием словаря;
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения,
использовать в беседе изученные литературные понятия (автор,
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения),
подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением
последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые
слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3
предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не
менее 3 предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению,
иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с
учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной
книге по предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Раздел 1.Обучение грамоте
1.1

Развитие речи

4

1.2

Фонетика

4

1.3

Чтение

72

Итого по разделу

80

Раздел 2.Систематический курс
2.1

Сказка народная (фольклорная) и
литературная (авторская)

6

2.2

Произведения о детях и для детей

9

2.3

Произведения о родной природе

6

2.4

Устное народное творчество — малые
фольклорные жанры

4

2.5

Произведения о братьях наших меньших

7

2.6

Произведения о маме

3

2.7

Фольклорные и авторские произведения о
чудесах и фантазии

4

2.8

Библиографическая культура (работа с
детской книгой)

1

Итого по разделу

40

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

7
127

0

0

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ
«АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1-4 КЛАСС (АВТОРЫ
КЛИМАНОВА Л. Ф., ГОРЕЦКИЙ В. Г., ГОЛОВАНОВА М. В. И ДР.)
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

Выделение предложения из речевого
потока. Устная и письменная речь

1

2.09

2

Моделирование состава предложения.
Предложение и слово

1

3.09

3

Составление рассказов по сюжетным
картинкам. Предложение и слово

1

5.09

4

Слово и слог. Слушание литературного
произведения о Родине. По выбору,
например, отрывок из произведения М.
Пришвина "Моя родина"

1

6.09

5

Выделение первого звука в слове.
Выделение гласных звуков в слове.
Гласные и согласные звуки

1

9.09

6

Проведение звукового анализа слова.
Выделение гласных звуков в слове

1

11.09

7

Сравнение звуков по твёрдостимягкости. Гласные и согласные звуки.
Участие в диалоге

1

12.09

8

Как образуется слог. Слушание

1

16.09

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

литературного произведения о Родине.
Произведение по выбору, например, Е.В.
Серова "Мой дом"

9

Отработка умения проводить звуковой
анализ слова. Отражение качественных
характеристик звуков в моделях слов.
Знакомство со строчной и заглавной
буквами А, а

1

17.09

10

Знакомство со строчной и заглавной
буквами О, о. Звук [о]. Функция буквы
О, о в слоге-слиянии

1

19.09

11

Проведение звукового анализа слов с
буквами И, и. Звук [и]. Буквы И, и, их
функция в слоге-слиянии

1

20.09

12

Знакомство со строчной буквой ы. Звук
[ы]. Буква ы, её функция в слогеслиянии

1

23.09

13

Знакомство со строчной и заглавной
буквами У, у. Проведение звукового
анализа слов с буквами У, у. Звук [у].
Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии

1

26.09

14

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Н, н. Проведение звукового
анализа слов с буквами Н, н. Звуки [н],
[н’]

1

27.09

15

Знакомство со строчной и заглавной
буквами С, с. Проведение звукового
анализа слов с буквами С, с. Звуки [с],
[с’]

1

30.09

16

Знакомство со строчной и заглавной
буквами К, к. Проведение звукового
анализа слов с буквами К, к. Звуки [к],
[к’]

1

1.10

17

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Т, т. Проведение звукового
анализа слов с буквами Т, т. Согласные
звуки [т], [т’]

1

3.10

18

Слушание литературного произведения
о природе. Произведение по выбору,
например, И.ССоколов-Микитов
"Русский лес"

1

4.10

19

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Л, л. Проведение звукового
анализа слов с буквами Л, л. Согласные
звуки [л], [л’]

1

7.10

20

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Р, р. Проведение звукового
анализа слов с буквами Р, р. Согласные
звуки [р], [р’]

1

10.10

21

Знакомство со строчной и заглавной
буквами В, в. Проведение звукового
анализа слов с буквами В, в. Согласные
звуки [в], [в’]

1

11.10

22

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Е, е. Проведение звукового
анализа слов с буквами Е, е. Звуки [й’э],
[’э]

1

14.10

23

Знакомство со строчной и заглавной

1

15.10

буквами П, п. Проведение звукового
анализа слов с буквами П, п.
Согл17.10асные звуки [п], [п’]
24

Знакомство со строчной и заглавной
буквами М, м. Согласные звуки [м], [м’]

1

17.10

25

Проведение звукового анализа слов с
буквами М, м. Закрепление сведений о
букве М. Обобщение изученного о
буквах и звуках

1

18.10

26

Знакомство со строчной и заглавной
буквами З, з. Звуки [з], [з’]

1

21.10

27

Проведение звукового анализа слов с
буквами З, з. Отработка навыка чтения
предложений с буквами З, з

1

24.10

28

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Б, б. Проведение звукового
анализа слов с буквами Б, б. Согласные
звуки [б], [б’]

1

25.10

29

Закрепление знаний о буквах Б, б.
Сопоставление звуков [б] - [п].
Слушание литературного произведения
о родной природе. Произведение по
выбору, например, М.Л. Михайлов
"Лесные хоромы"

1

5.11

30

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Д, д. Согласные звуки [д], [д’]

1

6.11

31

Слушание литературного произведения.
Произведение по выбору, например, В.

1

7.11

Г. Сутеев "Дядя Миша". Чередование
звонких и глухих согласных. Чтение
текстов с изученными буквами
32

Проведение звукового анализа слов с
буквами Д, д. Сопоставление звуков [д] [т]

1

11.11

33

Слушание литературного произведения
о детях. Произведение по выбору,
например, В.К. Железников "История с
азбукой"

1

12.11

34

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Я, я. Звуки [й’а], [’а]. Двойная
роль букв Я, я

1

13.11

35

Слушание литературного произведения.
Произведение по выбору, например,
В.Г.Сутеев "Дядя Миша". Чтение
текстов с изученными буквами

1

14.11

36

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Г, г. Проведение звукового
анализа слов с буквами Г, г. Согласные
звуки [г], [г’]

1

18.11

37

Повторение правил обозначения
буквами гласных звуков после мягких и
твёрдых согласных звуков

1

19.11

38

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Правописание
сочетаний ЧА — ЧУ

1

20.11

39

Проведение звукового анализа слов с

1

21.11

буквами Ч, ч
40

Слушание литературного произведения
о детях. Произведение по выбору,
например, А.Л.Барто "В школу"

1

25.11

41

Знакомство с буквой ь. Различение
функций буквы ь

1

26.11

42

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ш, ш. Проведение звукового
анализа слов с буквами Ш, ш. Звук [ш]

1

27.11

43

Слушание литературного произведения
о животных. Произведение по выбору,
например, М.М. Пришвин "Лисичкин
хлеб"

1

28.11

44

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ж, ж

1

2.12

45

Проведение звукового анализа слов с
буквами Ж, ж. Сочетания ЖИ — ШИ

1

3.12

46

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ё, ё. Проведение звукового
анализа слов с буквами Ё, ё. Звуки [й’о],
[’о]

1

4.12

47

Слушание литературного произведения
о Родине. Произведение по выбору,
например, С.Д. Дрожжин "Привет"

1

5.12

48

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Й, й. Проведение звукового
анализа слов с буквами Й, й

1

9.12

49

Знакомство со строчной и заглавной

1

10.12

буквами Х, х
50

Проведение звукового анализа слов с
буквами Х, х

1

11.12

51

Отработка навыка чтения. Л.Н. Толстой
"Ехали два мужика..."

1

12.12

52

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ю, ю. Проведение звукового
анализа слов с буквами Ю, ю. Звуки
[й’у], [’у]

1

16.12

53

Слушание стихотворений о животных.
Произведение по выбору, например,
А.А. Блок "Зайчик"

1

17.12

54

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ц, ц. Проведение звукового
анализа слов с буквами Ц, ц. Согласный
звук [ц]

1

18.12

55

Слушание литературного произведения.
Произведение по выбору, например, В.
Г. Сутеев "Ёлка"

1

19.12

56

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Э, э. Проведение звукового
анализа слов с буквами Э, э. Звук [э]

1

23.12

57

Слушание литературного произведения.
Произведение по выбору, например, С.Я.
Маршак "Тихая сказка"

1

24.12

58

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Щ, щ. Проведение звукового
анализа слов с буквами Щ, щ. Звук [щ’].

1

25.12

Сочетания ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ

59

Закрепление знаний о буквах Щ, щ и
звуке [щ’]. Слушание литературного
произведения о детях. Произведение по
выбору, например, Е.А. Пермяк
"Пичугин мост"

1

26.12

60

Знакомство со строчной и заглавной
буквами Ф, ф

1

9.01

61

Знакомство с особенностями буквы ъ.
Буквы Ь и Ъ

1

13.01

62

Отработка техники чтения.
Произведение по выбору, например, В.В.
Бианки "Лесной Колобок - Колючий
бок"

1

14.01

63

Отработка техники чтения. В. Д.
Берестов. «Читалочка». Е. И. Чарушин.
«Как мальчик Женя научился говорить
букву «р»

1

15.01

64

Отработка техники чтения. «Наше
Отечество» К. Д. Ушинского.
Повторение изученного

1

16.01

65

Чтение и анализ статьи В. Н. Крупина
«Первоучители словенские». «Первый
букварь» В. Н. Крупина

1

20.01

66

Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии
со знаками препинания. На примере

1

21.01

отрывка из «Сказки о мёртвой
царевне»А. С. Пушкина

67

Отработка техники чтения. Л. Н.
Толстой. Рассказы для детей. Рассказы
К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра
не делает никому», «Вместе тесно, а
врозь скучно»

1

22.01

68

Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии
со знаками препинания на примере
текстов С.Я. Маршака "Угомон",
"Дважды два"

1

23.01

69

Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии
со знаками препинания на примере
сказки К. И. Чуковского «Телефон»

1

27.01

70

Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии
со знаками препинания на примере
текста В. В. Бианки. «Первая охота»

1

28.01

71

Выразительное чтение на примере
текстов М.М. Пришвина "Предмайское
утро", "Глоток молока"

1

29.01

72

Выразительное чтение на примере
стихотворений А.Л.Барто "Помощница",
"Зайка", "Игра в слова"

1

30.01

73

Выразительное чтение на примере
текстов С.В. Михалкова "Котята"

1

3.02

74

Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии
со знаками препинания на примере
текста К.И. Чуковского "Путаница"

1

4.02

75

Выразительное чтение на примере
текста Б.В. Заходера "Два и три"

1

5.02

76

Выразительное чтение на примере
стихотворений В.Д. Берестова "Пёсья
песня", "Прощание с другом"

1

6.02

77

Орфоэпическое чтение (при переходе к
чтению целыми словами) на примере
произведений про Азбуку

1

10.02

78

Орфоэпическое чтение (при переходе к
чтению целыми словами) на примере
сказки И.П. Токмаковой "Аля, Кляксич и
буква «А»"

1

11.02

79

Отработка навыка чтения

1

12.02

80

Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии
со знаками препинания на примере
стихотворения С.Я. Маршака "Автобус
номер двадцать шесть"

1

13.02

Резервный урок. Обобщение знаний о
буквах. Русский алфавит

81

Резервный урок. Чтение произведений о
буквах алфавита. С.Я.Маршак "Ты эти
буквы заучи"

1

24.02

82

Резервный урок. Совершенствование
навыка чтения. А.А. Шибаев
"Беспокойные соседки",
"Познакомились"

1

25.02

83

Резервный урок. Слушание
литературных (авторских) сказок. Сказка
К.Чуковского "Муха-Цокотуха"

1

26.02

84

Резервный урок. Определение темы
произведения: о животных. На примере
произведений Е.И. Чарушина

1

27.02

Резервный урок. Чтение небольших
произведений о животных Н.И.
Сладкова

-

-

Резервный урок. Чтение рассказов о
животных. Ответы на вопросы по
содержанию произведения

-

85

Резервный урок. Слушание
литературных (авторских) сказок.
Русская народная сказка "Лисичкасестричка и волк"

-

Резервный урок. Чтение небольших
произведений Л.Н. Толстого о детях

86

Резервный урок. Чтение произведений о
детях Н.Н. Носова

1

4.03

87

Резервный урок. Чтение рассказов о

1

5.03

-

1

3.03

-

детях. Ответы на вопросы по
содержанию произведения
Резервный урок. Слушание
литературных произведений. Е.Ф.
Трутнева "Когда это бывает?"
88

Ориентировка в книге: Обложка,
оглавление, иллюстрации

1

6.03

89

Реальность и волшебство в сказке. На
примере сказки И. Токмаковой «Аля,
Кляксич и буква «А»

1

10.03

90

Характеристика героев в фольклорных
(народных) сказках о животных. На
примере сказок «Лисица и тетерев»,
«Лиса и рак»

1

11.03

91

Реальность и волшебство в
литературных (авторских) сказках. На
примере произведений В.Г. Сутеева
"Под грибом", "Кораблик"

1

12.03

92

Работа с фольклорной и литературной
(авторской) сказками: событийная
сторона сказок (последовательность
событий). На примере сказки Е.
Чарушина «Теремок» и русской
народной сказки «Рукавичка»

1

13.03

93

Отражение сюжета произведения в
иллюстрациях

1

17.03

94

Сравнение героев фольклорных
(народных) и литературных (авторских)

1

18.03

сказок: сходство и различия. На примере
произведения К.Д.Ушинского «Петух и
собака»
95

Знакомство с малыми жанрами устного
народного творчества: потешка, загадка,
пословица

1

19.03

96

Загадка - средство воспитания живости
ума, сообразительности

1

20.03

97

Игровой народный фольклор: потешки

1

31.03

98

Восприятие произведений о чудесах и
фантазии: способность автора замечать
необычное в окружающем мире

1

1.04

99

Мир фантазий и чудес в произведениях
Б. В. Заходер "Моя Вообразилия", Ю.
Мориц "Сто фантазий" и других

1

2.04

100

Открытие чудесного в обыкновенных
явлениях. На примере стихотворений
В.В. Лунина «Я видел чудо», Р.С. Сефа
«Чудо»

1

3.04

101

Сравнение авторских и фольклорных
произведений о чудесах и фантазии

1

7.04

102

Понимание пословиц как средства
проявления народной мудрости,
краткого изречения жизненных правил

1

8.04

103

Определение темы произведения:
изображение природы в разные времена
года

1

9.04

104

Наблюдение за особенностями

1

10.04

стихотворной речи: рифма, ритм. Роль
интонации при выразительном чтении:
темп, сила голоса
105

Восприятие произведений о родной
природе: краски и звуки весны

1

9.04

106

Определение темы произведения:
изображение природы в разные времена
года. Настроение, которое рождает
стихотворение

1

14.04

107

Выявление главной мысли (идеи) в
произведениях о природе родного края.
Любовь к Родине

1

15.04

108

Работа с детскими книгами. Отражении
в иллюстрации эмоционального отклика
на произведение

1

16.04

109

Определение темы произведения: о
жизни, играх, делах детей

1

17.04

110

Выделение главной мысли (идеи)
произведения. На примере текста К. Д.
Ушинского "Худо тому, кто добра не
делает никому" и другие: сказка М.С.
Пляцковского "Помощник"

1

21.04

111

Заголовок произведения, его значение
для понимания содержания.
Произведения о дружбе

1

22.04

112

Работа с текстом произведения:
осознание понятий друг, дружба, забота.
На примере произведения Ю.И.

1

23.04

Ермолаев «Лучший друг»

113

Произведения о детях. На примере
произведений В.А. Осеевой «Три
товарища», Е. А. Благининой "Подарок",
В. Н. Орлова "Кто кого?"

1

24.04

114

Характеристика героя произведения:
оценка поступков и поведения. На
примере произведения Е.А. Пермяка
«Торопливый ножик»

1

28.04

115

Рассказы о детях. На примере
произведения Л.Н. Толстого «Косточка»

1

29.04

116

Стихотворения о детях. На примере
произведений А.Л. Барто «Я – лишний»,
Р. С. Сефа "Совет", В. Н. Орлова "Если
дружбой..."

1

30.04

117

Работа с текстом произведения:
осознание понятий труд, взаимопомощь.
На примере произведения М. С.
Пляцковского "Сердитый дог Буль"

1

5.05

118

Восприятие и самостоятельное чтение
произведений о маме: проявление любви
и заботы о родных людях на примере
произведений А.Л. Барто «Мама», С. Я.
Маршака "Хороший день" и других

1

6.05

119

Выделение главной мысли (идеи):
заботливое и внимательное отношение к
родным и близким людям. На примере
стихотворения Е.А. Благинина
«Посидим в тишине» и других

1

7.05

120

Осознание отражённых в произведении
понятий: чувство любви матери к
ребёнку, детей к матери, близким. На
примере произведений А.В. Митяева «За
что я люблю маму», С. Я. Маршака
"Хороший день"

1

12.05

121

Определение темы произведения: о
взаимоотношениях человека и
животных. Составление рассказа о
самостоятельно прочитанной книге о
животных

1

13.05

122

Описание героя произведения, его
внешности, действий. На примере
произведений В.В. Бианки "Лис и
Мышонок", С. В. Михалкова "Трезор"

1

14.05

123

Отражение в произведениях понятий:
любовь и забота о животных. На
примере произведения М.М. Пришвина
"Ёж" и других

1

15.05

124

Выделение главной мысли (идеи) в
произведениях о братьях наших
меньших: бережное отношение к
животным. На примере рассказа В. А.
Осеевой "Плохо"

1

19.05

125

Сравнение художественных и научнопознавательных текстов: описание
героя-животного

1

20.05

126

Работа с текстом произведения:
характеристика героя, его внешности,

21.05

действий. На примере произведений
Е.И. Чарушина «Про Томку», Сладкова
"Лисица и Ёж"
127

Собаки — защитники Родины

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

22.05
26.05

2

128

0

0

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Резервный урок. Работа с детскими
книгами: виды книг (учебная,
художественная, справочная) (Час из
резервных)

1

2

Произведения малых жанров фольклора

1

3

Пословицы как жанр фольклора

1

4

Характеристика особенностей народных
песен

1

5

Шуточные фольклорные произведения:
игра со словом. Небылица как
«перевёртыш событий». Потешки и
прибаутки

1

6

Ритм и счёт – основа построения
считалок

1

7

Анализ особенностей скороговорок, их
роль в речи

1

8

Загадка как жанр фольклора,
тематические группы загадок

1

9

Произведения устного народного
творчества

1

10

Особенности сказок разного вида (о
животных, бытовые, волшебные). На

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

примере русской народной сказки «У
страха глаза велики»
11

Особенности сказок о животных. На
примере русской народной сказки
«Петушок и бобовое зёрнышко»

1

12

Бытовые сказки: особенности
построения и язык. Диалоги героев в
русской народной сказке «Каша из
топора»

1

13

Сказка – выражение народной
мудрости, нравственная идея
фольклорных сказок на примере сказки
"Лиса и журавль"

1

14

Общее представление о волшебной
сказке: присказки, повторы. Русская
народная сказка «Снегурочка»

1

15

Характеристика героя волшебной
сказки, постоянные эпитеты. На
примере русской народной сказки
"Гуси-лебеди"

1

16

Фольклорные произведения народов
России: отражение в сказках народного
быта и культуры

1

17

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Фольклор»

1

18

Работа с детскими книгами:
«Произведения писателей о родной
природе» Эстетическое восприятие

1

1

явлений осенней природы
19

Создание осеннего пейзажа: краски и
звуки. Произведения художников и
композиторов по выбору

1

20

Восприятие пейзажной лирики.
Слушание стихотворений об осени

1

21

Сравнение стихотворений об осени. На
примере произведений Ф. И. Тютчева
"Есть в осени первоначальной…", К.Д.
Бальмонта "Осень"

1

22

Наблюдение за художественными
особенностями текста: настроение,
средства выразительности на примере
текстов А.Н. Плещеева "Осень
наступила...", А.А. Фета "Ласточки
пропали…"

1

23

Восприятие осени в произведении
М.М.Пришвина «Осеннее утро» и
других на выбор

1

24

Осень в произведениях А.С. Пушкина
«Уж небо осенью дышало…», Г.А.
Скребицкого «Четыре художника»

1

25

Сравнение стихотворений об осенних
листьях разных поэтов. А. Толстой
"Осень. Обсыпается весь наш бедный
сад…" и произведения других поэтов

1

26

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Звуки и краски осенней

1

1

природы»

27

Составление устных рассказов
«Природа осенью» по изученным
текстам. Сравнение художественного и
научно-познавательного текстов

1

28

Работа с текстом произведения С.В.
Михалкова «Быль для детей»: осознание
темы Великой Отечественной войны

1

29

Патриотическое звучание произведений
о Родине. Ф.П. Савинова «Родина» и
другие по выбору

1

30

Отражение темы Родина в произведении
И.С. Никитина «Русь»

1

31

Отражение нравственных ценностей в
произведениях о Родине: любовь к
родному краю. На примере
произведения С.Т.Романовского «Русь».
Почему хлеб всегда связан с трудом,
жизнью и Родиной

1

32

Любовь к природе – тема произведений
о Родине. На примере произведения
К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона»

1

33

Анализ заголовка стихотворения А.А.
Прокофьева "Родина" и соотнесение его
с главной мыслью произведения.
Понимание главной мысли (идеи) и
темы произведений о Родине

1

34

Отражение темы Родины в

1

изобразительном искусстве
35

Создание пейзажа в произведениях
писателей. В.А. Жуковский "Летний
вечер"

1

36

Тема прихода весны в произведениях
В.А.Жуковского «Жаворонок» и
«Приход весны»

1

37

Волшебный мир сказок. «У лукоморья
дуб зелёный…» А.С. Пушкин

1

38

Поучительный смысл «Сказки о рыбаке
и рыбке» А.С. Пушкина.
Характеристика героев

1

39

Сравнение сказки А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке» с
фольклорными (народными) сказками

1

40

Работа с фольклорной (народной) и
литературной (авторской) сказкой:
составление плана произведения,
выделение особенностей языка.
Художественные особенности
авторской сказки. "Сказка о рыбаке и
рыбке" А.С. Пушкина

1

41

Иллюстрации, их назначение в
раскрытии содержания произведения.
Иллюстрации к сказках А.С. Пушкина,
созданные разными художниками

1

42

Сравнение прозаической и
стихотворной басен И.А. Крылова

1

«Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н.Толстого
«Лев и мышь»
43

Особенности басни как жанра
литературы. Мораль басни как
нравственный урок (поучение)

1

44

Представление темы «Отношение
человека к животным» в произведениях
писателей. Л.Н. Толстого для детей.
"Котёнок"

1

45

Тема семьи в творчестве писателей. На
примере произведения Л.Н. Толстого
"Правда всего дороже", "Отец и
сыновья"

1

46

Характеристика главного героя
рассказа. Главная мысль произведения
(идея). Л. Н. Толстой "Филиппок"

1

47

Работа с детскими книгами на тему: «О
братьях наших меньших»: составление
аннотации

1

48

Образы героев стихотворных и
прозаических произведений о
животных. Какими бывают собаки? И.
М. Пивоварова "Жила-была собака…".
Сравнение героев стихотворения,
небылицы и сказки

1

49

Отражение темы "Дружба животных" в
стихотворении В.Д. Берестова «Кошкин
щенок» и других на выбор

1

50

Отражение нравственно-этических
понятий (защита и забота о животных)
на примере рассказа М.М. Пришвина
«Ребята и утята»

1

51

Соотнесение заголовка и главной мысли
рассказа Е.И. Чарушина «Страшный
рассказ»

1

52

Оценка поступков и поведения героя
произведения Б.С. Житкова «Храбрый
утёнок»

1

53

Знакомство с художникамииллюстраторами, анималистами Е.И.
Чарушиным, В.В. Бианки

1

54

Отражение образов животных в устном
народном творчестве (фольклоре). На
примере русской народной песни
«Коровушка»

1

55

Характеристика героев-животных в
фольклорных (народных) сказках.
Чукотская народная сказка «Хвост» и
другие на выбор

1

56

Особенности сказок о животных. На
примере русской народной сказки
«Зимовье зверей» и других на выбор

1

57

Фольклорные произведения народов
России. Произведения по выбору

1

58

Сравнение описания героев-животных в
фольклорных (народных) и

1

литературных произведениях. На
примере произведений К.Д.Ушинского
и других на выбор. В. В. Бианки
"Музыкант".
59

Сравнение описания животных в
художественном и научнопознавательном тексте

1

60

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «О братьях наших
меньших»

1

61

Восприятие пейзажной лирики.
Слушание стихотворений о зиме

1

62

Средства художественной
выразительности: сравнение.
Произведения по выбору, например, И.
А. Бунин "Первый снег" и другие

1

63

Наблюдение за художественными
особенностями текста: настроение,
средства выразительности на примере
текста Ф.И. Тютчева ""Чародейкою
Зимою…"

1

64

Сравнение образа зимы в произведениях
А.С.Пушкина «Вот север, тучи
нагоняя…» и С.А.Есенина «Поёт зима –
аукает»

1

65

Средства художественной
выразительности: эпитет. Произведения
по выбору, например, отрывки из
романа «Евгений Онегин» А.С.

1

1

Пушкина
66

Описание игр и зимних забав детей.
Произведения по выбору, например,
И.З.Суриков «Детство»

1

67

Картины зимнего леса в рассказе И.С.
Соколова-Микитова «Зима в лесу»

1

68

Жизнь животных зимой: научнопознавательные рассказы. Произведения
по выбору, например, Г.А. Скребицкого

1

69

Составление устного рассказа «Краски и
звуки зимы» по изученным текстам

1

70

Тема "Природа зимой" в картинах
художников и произведениях
композиторов

1

71

Наблюдение за описанием в
художественном тексте. Произведения
по выбору, например, С. В. Михалков
"Новогодняя быль"

1

72

Составление плана сказки: части текста,
их главные темы. На примере русской
народной сказки "Два мороза"

1

73

Фольклорная основа литературной
(авторской) сказки В.И.Даля «Девочка
Снегурочка»

1

74

Сравнение сюжетов и героев русской
народной сказки «Снегурочка» и
литературной (авторской) В.И. Даля
«Девочка Снегурочка»

1

75

Фольклорная основа литературной
(авторской) сказки В.Ф. Одоевского
«Мороз Иванович»

1

76

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Звуки и краски зимней
природы»

1

77

Выявление последовательности
событий. Составление вопросного
плана. К.И. Чуковский "Федорино горе"

1

78

Чтение по ролям (инсценировка) сказки
К.И. Чуковский "Федорино горе"

1

79

Осознание понятий друг, дружба на
примере произведений о животных.
Произведения по выбору, например,
С.В. Михалков "Мой щенок"

1

80

Средства художественной
выразительности в стихотворениях о
весне. Произведения по выбору,
например, А.Л. Барто "Верёвочка"

1

81

Произведения о детях. На примере
рассказов Н. Н. Носова "Затейники"

1

82

Характеристика героя, его портрет.
Произведения о детях на выбор,
например, Н. Н. Носов "Живая шляпа"

1

83

Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий:
дружба, терпение, уважение, помощь
друг другу. В. А. Осеева "Синие листья"

1

1

84

Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова
«На горке» и «Заплатка». Оценка
поступков героя рассказа

1

85

Отражение темы дружбы в рассказах о
детях. Выставка книг: произведения о
детях.

1

86

Отражение понятия взаимопомощь в
произведениях А.Л. Барто «Катя».
Разные точки зрения на одно событие.
Ю. И. Ермолаев "Два пирожных"

1

87

Главный герой: общее представление.
Характеристика героя, его портрет. На
примере рассказа В. А. Осеева
"Волшебное слово"

1

88

Выделение главной мысли (идеи):
уважение и внимание к старшему
поколению. Произведения по выбору,
например, В.А. Осеева "Хорошее"

1

89

Оценка поступков героя. В. В. Лунин "Я
и Вовка"

1

90

Тема дружбы в произведении Е.А.
Пермяка «Две пословицы». Дружбу
помни, а зло забывай

1

91

Оценка взаимооотношений взрослых и
детей на примере рассказа В. А. Осеевой
"Почему"

1

92

Анализ заголовка и соотнесение его с
главной мыслью произведения: В.А.

1

Осеева "Почему"
93

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «О детях и дружбе»

1

94

Старинные народные весенние
праздники и обряды. Заклички,
веснянки

1

95

Народная наблюдательность,
выраженная в малых жанрах устного
народного творчества (фольклоре)

1

96

Наблюдение за описанием весны в
художественном тексте. Произведения
по выбору, например, А.П. Чехов
«Весной» (отрывок)

1

97

Картины весеннего леса в рассказе Г.А.
Скребицкого «Четыре художника».
Составление плана текста

1

98

Картины весеннего леса в рассказе Г.А.
Скребицкого «Четыре художника».
Средства выразительности

1

99

Восприятие пейзажной лирики.
Слушание стихотворений о весне и лете

1

100

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева
«Зима недаром злится...»: выделение
средств художественной
выразительности. Устное сочинение "Я
рад весне"

1

101

Жизнь животных весной: рассказы и
сказки писателей

1

1

102

Красота весенней природы, отражённая
в лирических произведениях.
Произведения по выбору, например, Ф.
И. Тютчев "Весенние воды"

1

103

Звуки весеннего леса и картины
пробуждающейся природы в
произведения писателей. Произведения
по выбору, например, Г.А.Скребицкий
«Весенняя песня»

1

104

Признаки весны, отражённые в
произведениях писателей. Картины
весны в стихотворениях разных поэтов.
Сравнение стихотворений

1

105

Сравнение образов одуванчика в
произведениях О.И. Высотской
«Одуванчик» и М.М. Пришвина
«Золотой луг»

1

106

Резервный урок. Восприятие лета в
произведении И.З. Сурикова «Лето»

1

107

Составление устного рассказа «Краски и
звуки весеннего леса» по изученным
текстам

1

108

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Звуки и краски
весенней природы»

1

109

Тема «Природа весной» в картинах
художников и произведениях
композиторов. Образы
пробуждающейся природы в живописи

1

1

и музыки.
110

Характеристика особенностей
колыбельных народных песен:
интонационный рисунок

1

111

Сравнение народной колыбельной песни
и стихотворения А.А. Плещеева «Песня
матери»: любовь и переживание матери

1

112

Нравственные семейные ценности в
фольклорных (народных) сказках.
Произведения по выбору, например,
татарская народная сказка «Три дочери»

1

113

Международный женский день – тема
художественных произведений

1

114

Восприятие произведений о маме:
проявление любви и радости общения.
Произведения по выбору, например, А.
Н. Плещеев "В бурю"

1

115

Отражение темы День Победы в
произведении С.А. Баруздина «Салют»
и С. А. Васильева "Белая берёза"

1

116

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «О наших близких, о
семье»

1

117

Работа с детскими книгами на тему:
«Онаших близких, о семье»: выбор книг
на основе тематической картотеки

1

118

Резервный урок. Шутливое искажение
действительности. На примере

1

1

произведения А. И. Введенского
"Учёный Петя". Д. И. Хармса "Врун"

119

Резервный урок. Средства создания
комического в произведении. На
примере произведения Э. Н. Успенского
"Над нашей квартирой"

1

120

Герои литературной (авторской) сказки.
На примере произведения Э. Н.
Успенского "Чебурашка"

1

121

Выделение главной мысли (идеи)
рассказа В.Ю.Драгунского «Тайное
становится явным»

1

122

Сходство тем и сюжетов сказок разных
народов. Произведения по выбору,
например, английская народная сказка
«Как Джек ходил счастье искать»

1

123

Хитрец и глупец в фольклорных
(народных) сказках. Произведения по
выбору, например, норвежская сказка
«Лис Миккель и медведь Бамсе» и
русская народная сказка «Вершки и
корешки»

1

124

Отражение темы дружбы в сказке
братьев Гримм «Бременские
музыканты»

1

125

Работа со сказкой братьев Гримм
«Бременские музыканты»: составление
плана произведения

1

126

Работа с детскими книгами на тему:
«Зарубежные сказочники»: соотнесение
иллюстраций с содержанием сказок

1

127

Фантазёры и мечтатели – герои
произведений. Произведения по выбору,
например, английские народные
песенки

1

128

Особенности построения волшебной
сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

129

Характеристика героев сказки Ш.Перро
«Кот в сапогах»

1

130

Х.-К. Андерсен - известный писательсказочник. Знакомство с его
произведениями. Сказка "Огниво"

1

131

Выделение главной мысли (идеи) сказки
Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного
стручка» и других его сказок на выбор

1

132

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Зарубежные писателисказочники»

1

1

133

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам изученного во 2 классе

1

1

134

Книга как источник необходимых
знаний. На примере произведения Г.А.
Ладонщиков «Лучший друг»

1

135

Ориентировка в книге: обложка,
содержание, аннотация, иллюстрация

1

136

Резервный урок. Выбор книг на основе

1

рекомендательного списка: летнее
чтение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136

9

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».