МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Республики Хакасия
Управление образования Алтайский район
МБОУ «Новомихайловская СШ»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 415 от 28. 08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Каллиграфия»
для обучающихся1 класса
село Новомихайловка 2024
Пояснительнаязаписка
АвторскаяпрограммаразработанавсоответствиистребованиямиФедеральногогосударственног
о
Образовательного
стандартаначального
общегообразования,
на
основепрограммыН.А.Агарковой«Программа.Графическийнавык.Каллиграфическийпочерк
( 1-4 ).»
Программаориентировананаразвитиенавыковписьмаивыработку
каллиграфическогопочерка.Впроцессеизучениякурсаучащиесяимеютвозможностьрасширитьс
воипредставления о каллиграфии, познакомиться с её историей и областями применения.
Курс -межпредметный: наряду со сведениями из области русского языка в его содержание
входятзнанияпо технологии,искусству, истории.
Задачафакультативногокурсасостоитвтом,чтобыоткорректироватьнавыкписьмаинаучитьребе
нкаписатьграфически правильныеэлементы букв.
Теоретическую основу обучения составляет принцип одновариантного начертания букв.
Сутьметода заключается в следующем: через поэлементное овладение письмом к
безотрывному иускоренномувоспроизведению буквиихкомплексов.
Осуществляетсячерезприемыкопированияитактирования.Принаписаниибуквопределенной
конфигурации,
высоты,
ширины
и
наклона
даются
ориентиры
для
зрительнойкоординации,сопоставленияправильностивыполнениякаждогоэлементачастаякосаялинияимодульныесети,определяющиеивысотуэлементов буквы,ипротяженность
инаклон.
В программу курса включены упражнения для развития зрительно-моторных
координаций,упражнениядляразвитиясвободныхдвиженийруки,упражнениядляпредупрежден
иясходства букв, упражнения для работы над формой сопоставляемых букв, упражнения
дляработынад наклономипараллельностью элементовбукв.
Особое внимание отведено работе над соединением букв, так как при ускоренном
письменарушаетсяправильность начертания графическихэлементовбукв.
Систематическоеиспользованиеметодовиприемовобучениюкаллиграфииспособствуетсоверше
нствованию
и
формированию
общеучебных
навыков
младших
школьников,
которыенеобходимыимнапротяжениивсейучебнойдеятельностииизучениярусскогоязыкаидруг
ихшкольныхдисциплин.
Целькурса:
научить детей писать правильно,красиво,аккуратно,формировать навыкиписьма
черезразличныеметоды и приёмы.
Задачикурса:
- Знакомитьдетейснеобходимымипредметамииматериаламидлязанятиякаллиграфиейиприе
мамиработы сними.
- Учитьпроявлятьтворческийподходкработе.
- Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при
необходимостивносить коррективывпервоначальный замысел.
- Учитьиндивидуальнойработе.
- Способствоватьсовершенствованиюмелкоймоторикирук,точныхдвиженийпальцев.
- Развиватьглазомер.
- Воспитыватьвнимательность,аккуратность,
целеустремленность,самодисциплину.Программарассчитанадля детейначальной
школы1 класса
Местокурсавучебномплане
1класс33часа(1часв неделю).
Содержаниекурса:
1класс
Введение(2ч)
Понятие«каллиграфия».Историявозникновенияиразвитияписьменности.Гигиеническиетребова
нияи нормы письма. Упражнения дляосанки.
Развитиемелкоймоторикирук(2ч)
Упражнениядляразвитиясвободныхдвиженийруки.Штриховкагеометрическихфигур.Упражнен
иедля работы над высотойбукв ( 4ч)
Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка.Написание заглавных букв
сиспользованиеммодульнойсети.Буквица.Вензель(применениекаллиграфииввышивкеиискусств
е).
Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв(7 ч)
Письмоспроговариванием.Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв.
Приемработыскалькой.Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв.Письмобуквснижнимэ
лементом:з,р,у,д.Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв.
Последовательность написания букв Ф,ф.Упражнения для работы над формой
отдельныхбукв. Варианты написания элемента буквы «ы».Упражнения для работы над
формойотдельныхбукв.ЗаглавныебуквыГ,П,Т,Р.Упражнениядляработынадформойотдельны
хбукв.Особенности написанияэлемента«шапочка».
Упражнениядляработынадформойсопоставляемыхбукв(9ч)
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и,л.Упражнения для работы
надформой сопоставляемых букв: ш, м.Упражнения для работы над формой
сопоставляемыхбукв:о,ю.Упражнениядляработынадформойсопоставляемыхбукв:
л,я.Упражнениядля
работы над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж.Упражнения
дляработы над формой сопоставляемых букв: ч,у.Упражнения для работы над
формойсопоставляемыхбукв:в,з.Упражнениядляработынадформойсопоставляемых букв:з,е.
Упражнениядляработынадформойсопоставляемыхбукв:с,э.
Упражнениядляработынаднаклономипараллельностьюэлементовбукв(6ч)
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов
букв.Выполнениезаданийпообразцу.Упражнениядляработынадсоединениембукв.Прописыв
аниеслогов:
нижнеесоединение.Упражнениядляработынадсоединениембукв.Прописываниеслогов:ниж
нее соединение.Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание
слогов:верхнее соединение. Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для
работынадсоединениембукв.
Практическиеитворческиеработы (2ч)
Написание текстов поздравления, приглашения на открытке. Написание текста
объявления,визитнойкарточкиученика.(1 ч.)
Результатыосвоениякурса
Реализацияпрограммыкурсаобеспечиваетдостижениевыпускникаминачальнойшколысле
дующихличностных, метапредметныхи предметныхрезультатов:
1класс
Личностныерезультаты:
1) формированиечувствагордостизасвоюРодину;
2) формированиесредствамилитературныхпроизведенийцелостноговзгляданамирвединстве
и разнообразии природы;
3) уважительногоотношенияк
русскомуязыкукакродномуязыкурусскогонародаиязыкам,накоторыхговорятдругие
народы;
4) интересакязыковойиречевойдеятельности;
5) представленияомногообразииокружающегомира,некоторыхдуховныхтрадицияхрусског
онарода;
6) формированиеуважительногоотношениякиномумнению;
7) овладениеначальныминавыкамиадаптациикшколе,кшкольномуколлективу;
Метапредметныерезультаты:
1) овладениеспособностьюприниматьисохранятьцелиизадачиучебнойдеятельности,поиск
асредств еёосуществления;
2) освоениеспособамирешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера;
3) формированиеуменияпланировать,контролироватьиоцениватьучебныедействиявсоотв
етствииспоставленнойзадачей иусловиямиеёреализации;
4) формированиеуменияпониматьпричиныуспеха/неуспехаучебнойдеятельности;
5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных
ипознавательныхзадач;
Предметныерезультаты:
1) представлениеонекоторыхизмененияхвсистемерусскогоязыкаиегоразвитии,пополнени
исловарного запасарусского языка;
2) представлениеоправилахречевогоэтикета;
3) осознаниезначимостичтениядляличногоразвития;
4) достижениенеобходимогодляпродолженияобразованияуровнячитательскойко
мпетентности,общегоречевогоразвития;
5) использованиеразныхвидовчтения;
6) умение работать с разными видами текстов, находить
характерныеособенностинаучно-познавательных,учебных
ихудожественныхпроизведений;
7) развитиехудожественнотворческихспособностей,умениесоздаватьсобственныйтекстнаосновехудожествен
ного произведения.
Контрольиоценкапланируемыхрезультатов.
Текущий:
-прогностический,тоестьпроигрываниевсехопераций
учебногодействиядоначалаегореальноговыполнения;
пооперационный,тоестьконтрользаправильностью,полнотойипоследовательностьювыполнения
операций,входящихвсоставдействия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план»действияиопирающийсянапониманиепринципов егопостроения;
- контрольпорезультату,которыйпроводитсяпослеосуществленияучебногодействияметодомс
равненияфактическихрезультатовили выполненныхоперацийсобразцом.
Итоговыйконтрольвформах:
- практическиеработы;
- творческиеработыучащихся;
- выставки
Самооценкаисамоконтроль:
-определениеученикомграницсвоего«знания-незнания»,
-своихпотенциальныхвозможностей,атакжеосознаниетех
проблем,которыеещёпредстоитрешить входеосуществлениядеятельности.
Ожидаемыерезультаты:
1. приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности
иповседневнойжизни:
- оправилах веденияздоровогообразажизни,
-оправилах принятых вобщественормах отношениякприроде,кпамятникамисторииикультуры,
- орусскихнародныхиграх;оправилахконструктивнойгрупповойработы;
- обосновахразработкисоциальныхпроектовиорганизацииколлективнойтворческойдеят
ельности;
- оспособахорганизациидосугадругихлюдей;
-оспособахсамостоятельногопоиска,нахожденияиобработкиинформации
2. формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и
ксоциальнойреальностив целом:
развитиеценностныхотношенийшкольникаксвоемуздоровьюиздоровьюокружающихеголюд
ей,
-кприроде,
-кродномуОтечеству,
-егоисторииинароду,
-ктруду,
-кдругимлюдям.
3. приобретениешкольникомопытасамостоятельногосоциальногодействия:
-опытасамообслуживания,
-опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управлениядругимилюдьмиипринятиянасебяответственности задругих.
Методическое и материально-техническое обеспечение
курсасписоклитературы для педагога:
➢ АгарковойН.А.«Программа.Графическийнавык.Каллиграфическийпочерк(
1-4 ).»
➢ БогдескоИ.Т.Каллиграфия —Спб.:Агат,2005
➢ Тренажер по чистописанию. Добукварный и букварный периоды. 1 класс/
О.Е.Жиренко, Т.М.Лукина.- 9 издание.- М.: ВАКО, 2023.- 96 с.
➢ ГорячеваИ.А,Тренингпорусскомуязыку—Москва,Издательство«Дрофа», 2010.
➢ КлеминксонР.Каллиграфия.Рукописныешрифтызападаивостока.45проектовспоша
говымиобъяснениями.-М.Контент.,2006
➢
➢
➢
➢
Списоклитературыдляучащихся:
Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента
— Москва,ИздательствоМосковской Патриархии, 2012.
ГорячеваИ.А,Тренингпорусскомуязыку—Москва,Издательство«Дрофа»,
2010.
Нечволодов А.Д. Сказание о Русской земле в 4-х книгах — Москва,
ИздательствоБелыйГород,2009.
ЧобитькоП.П.Азбукадревнерусскогописьма.Азбуковник.Устав,по
луустав,скоропись,вязь.-Санкт-Петербург— Москва 2008.
Тематическое планирование
Название раздела
Кол-во
часов
Введение
Развитие мелкой моторики
Упражнениедляработынадвысотойбукв
Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв
Упражнениядляработынадформойсопоставляемыхбукв
Упражнениядляработынаднаклономипараллельностьюэлементовбукв
Практическиеитворческиеработы
Всего
2
2
4
7
9
3
1
28 ч
Календарно-тематическое планирование1класс( 33ч)
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Наименованиетемы
Введение(2ч)
Понятие«каллиграфия». Историявозникновенияи
развитияписьменности.
Упражнениядляосанки.
Развитиемелкоймоторики(2ч)
Упражнениядляразвитиясвободныхдвиженийруки.
Штриховкагеометрическихфигур.
Упражнениедляработынадвысотойбукв(4ч)
Упражнениядляработынадвысотой букв.Штриховка
Написаниезаглавныхбуквсиспользованием
модульнойсети.
Буквица
Вензель(применениекаллиграфииввышивкеи
искусстве)
Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв(7ч)
Письмоспроговариванием
Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв.
Приемработыскалькой
Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв.
Письмобуквснижнимэлементом:з,р,у,д
Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв.
ПоследовательностьнаписаниябуквФ,ф
Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв.
Вариантынаписанияэлементабуквы «ы».
Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв.
ЗаглавныебуквыГ,П,Т,Р
Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв.
Особенностинаписанияэлемента«шапочка».
Упражнениядляработынадформойсопоставляемыхбукв(9ч)
Упражнениядляработынадформойсопоставляемых
букв:и,л
Упражнениядляработынадформойсопоставляемых
букв:ш,м.
Упражнениядляработынадформойсопоставляемых
букв:о,ю.
Упражнениядляработынадформойсопоставляемых
букв:л,я.
Упражнениядляработынадформойсопоставляемых
букв:х,ж.БезотрывноенаписаниеХ,Ж.
Упражнениядляработынадформойсопоставляемых
букв:ч,у
1
10.09
1
24.09
1
1
8.10
22.10
1
1
8.11
15.11
1
1
22.11
29.11
1
1
6.12
13.12
1
20.12
1
27.12
1
10.01
1
17.01
1
24.01
1
31.01
1
7.02
1
14.02
1
28.02
1
7.03
1
14.03
22
23
24
25
26
27
28
Упражнениядляработынадформойсопоставляемых
букв:в,з.
Упражнениядляработынад формойсопоставляемых
букв:з,е.
Упражнениядляработынадформойсопоставляемых
букв:с,э.
1
21.03
1
4.04
1
11.04
Упражнениядляработынаднаклономипараллельностьюэлементовбу
кв(3ч)
Упражнениядля работынад наклономи
1
параллельностьюэлементовбукв.
Выполнениезаданийпообразцу.
1
Упражнениядляработынадсоединениембукв.
1
Прописываниеслогов:нижнеесоединение.
Упражнениядляработынадсоединениембукв.
Прописываниеслогов:нижнеесоединение.
Упражнениядляработынадсоединением букв.
Прописываниеслогов:верхнеесоединение
Рациональныеспособысоединенийвсловах.
Упражнениядляработынадсоединениембукв.
Практическиеитворческиеработы(1ч)
Написаниетекстовпоздравления,приглашенияна
открытке
Написаниетекстаобъявления,визитнойкарточки
ученика.
Итого
1
28
ч
18.04
25.04
16.05
3
.
0
5
23.05