МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство Республики Хакасия Управление образования Алтайский район МБОУ «Новомихайловская СШ» УТВЕРЖДЕНО Приказ № 415 от 28. 08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Каллиграфия» для обучающихся1 класса село Новомихайловка 2024 Пояснительнаязаписка АвторскаяпрограммаразработанавсоответствиистребованиямиФедеральногогосударственног о Образовательного стандартаначального общегообразования, на основепрограммыН.А.Агарковой«Программа.Графическийнавык.Каллиграфическийпочерк ( 1-4 ).» Программаориентировананаразвитиенавыковписьмаивыработку каллиграфическогопочерка.Впроцессеизучениякурсаучащиесяимеютвозможностьрасширитьс воипредставления о каллиграфии, познакомиться с её историей и областями применения. Курс -межпредметный: наряду со сведениями из области русского языка в его содержание входятзнанияпо технологии,искусству, истории. Задачафакультативногокурсасостоитвтом,чтобыоткорректироватьнавыкписьмаинаучитьребе нкаписатьграфически правильныеэлементы букв. Теоретическую основу обучения составляет принцип одновариантного начертания букв. Сутьметода заключается в следующем: через поэлементное овладение письмом к безотрывному иускоренномувоспроизведению буквиихкомплексов. Осуществляетсячерезприемыкопированияитактирования.Принаписаниибуквопределенной конфигурации, высоты, ширины и наклона даются ориентиры для зрительнойкоординации,сопоставленияправильностивыполнениякаждогоэлементачастаякосаялинияимодульныесети,определяющиеивысотуэлементов буквы,ипротяженность инаклон. В программу курса включены упражнения для развития зрительно-моторных координаций,упражнениядляразвитиясвободныхдвиженийруки,упражнениядляпредупрежден иясходства букв, упражнения для работы над формой сопоставляемых букв, упражнения дляработынад наклономипараллельностью элементовбукв. Особое внимание отведено работе над соединением букв, так как при ускоренном письменарушаетсяправильность начертания графическихэлементовбукв. Систематическоеиспользованиеметодовиприемовобучениюкаллиграфииспособствуетсоверше нствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которыенеобходимыимнапротяжениивсейучебнойдеятельностииизучениярусскогоязыкаидруг ихшкольныхдисциплин. Целькурса: научить детей писать правильно,красиво,аккуратно,формировать навыкиписьма черезразличныеметоды и приёмы. Задачикурса: - Знакомитьдетейснеобходимымипредметамииматериаламидлязанятиякаллиграфиейиприе мамиработы сними. - Учитьпроявлятьтворческийподходкработе. - Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимостивносить коррективывпервоначальный замысел. - Учитьиндивидуальнойработе. - Способствоватьсовершенствованиюмелкоймоторикирук,точныхдвиженийпальцев. - Развиватьглазомер. - Воспитыватьвнимательность,аккуратность, целеустремленность,самодисциплину.Программарассчитанадля детейначальной школы1 класса Местокурсавучебномплане 1класс33часа(1часв неделю). Содержаниекурса: 1класс Введение(2ч) Понятие«каллиграфия».Историявозникновенияиразвитияписьменности.Гигиеническиетребова нияи нормы письма. Упражнения дляосанки. Развитиемелкоймоторикирук(2ч) Упражнениядляразвитиясвободныхдвиженийруки.Штриховкагеометрическихфигур.Упражнен иедля работы над высотойбукв ( 4ч) Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка.Написание заглавных букв сиспользованиеммодульнойсети.Буквица.Вензель(применениекаллиграфииввышивкеиискусств е). Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв(7 ч) Письмоспроговариванием.Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв. Приемработыскалькой.Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв.Письмобуквснижнимэ лементом:з,р,у,д.Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв. Последовательность написания букв Ф,ф.Упражнения для работы над формой отдельныхбукв. Варианты написания элемента буквы «ы».Упражнения для работы над формойотдельныхбукв.ЗаглавныебуквыГ,П,Т,Р.Упражнениядляработынадформойотдельны хбукв.Особенности написанияэлемента«шапочка». Упражнениядляработынадформойсопоставляемыхбукв(9ч) Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и,л.Упражнения для работы надформой сопоставляемых букв: ш, м.Упражнения для работы над формой сопоставляемыхбукв:о,ю.Упражнениядляработынадформойсопоставляемыхбукв: л,я.Упражнениядля работы над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж.Упражнения дляработы над формой сопоставляемых букв: ч,у.Упражнения для работы над формойсопоставляемыхбукв:в,з.Упражнениядляработынадформойсопоставляемых букв:з,е. Упражнениядляработынадформойсопоставляемыхбукв:с,э. Упражнениядляработынаднаклономипараллельностьюэлементовбукв(6ч) Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.Выполнениезаданийпообразцу.Упражнениядляработынадсоединениембукв.Прописыв аниеслогов: нижнеесоединение.Упражнениядляработынадсоединениембукв.Прописываниеслогов:ниж нее соединение.Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов:верхнее соединение. Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для работынадсоединениембукв. Практическиеитворческиеработы (2ч) Написание текстов поздравления, приглашения на открытке. Написание текста объявления,визитнойкарточкиученика.(1 ч.) Результатыосвоениякурса Реализацияпрограммыкурсаобеспечиваетдостижениевыпускникаминачальнойшколысле дующихличностных, метапредметныхи предметныхрезультатов: 1класс Личностныерезультаты: 1) формированиечувствагордостизасвоюРодину; 2) формированиесредствамилитературныхпроизведенийцелостноговзгляданамирвединстве и разнообразии природы; 3) уважительногоотношенияк русскомуязыкукакродномуязыкурусскогонародаиязыкам,накоторыхговорятдругие народы; 4) интересакязыковойиречевойдеятельности; 5) представленияомногообразииокружающегомира,некоторыхдуховныхтрадицияхрусског онарода; 6) формированиеуважительногоотношениякиномумнению; 7) овладениеначальныминавыкамиадаптациикшколе,кшкольномуколлективу; Метапредметныерезультаты: 1) овладениеспособностьюприниматьисохранятьцелиизадачиучебнойдеятельности,поиск асредств еёосуществления; 2) освоениеспособамирешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера; 3) формированиеуменияпланировать,контролироватьиоцениватьучебныедействиявсоотв етствииспоставленнойзадачей иусловиямиеёреализации; 4) формированиеуменияпониматьпричиныуспеха/неуспехаучебнойдеятельности; 5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных ипознавательныхзадач; Предметныерезультаты: 1) представлениеонекоторыхизмененияхвсистемерусскогоязыкаиегоразвитии,пополнени исловарного запасарусского языка; 2) представлениеоправилахречевогоэтикета; 3) осознаниезначимостичтениядляличногоразвития; 4) достижениенеобходимогодляпродолженияобразованияуровнячитательскойко мпетентности,общегоречевогоразвития; 5) использованиеразныхвидовчтения; 6) умение работать с разными видами текстов, находить характерныеособенностинаучно-познавательных,учебных ихудожественныхпроизведений; 7) развитиехудожественнотворческихспособностей,умениесоздаватьсобственныйтекстнаосновехудожествен ного произведения. Контрольиоценкапланируемыхрезультатов. Текущий: -прогностический,тоестьпроигрываниевсехопераций учебногодействиядоначалаегореальноговыполнения; пооперационный,тоестьконтрользаправильностью,полнотойипоследовательностьювыполнения операций,входящихвсоставдействия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»действияиопирающийсянапониманиепринципов егопостроения; - контрольпорезультату,которыйпроводитсяпослеосуществленияучебногодействияметодомс равненияфактическихрезультатовили выполненныхоперацийсобразцом. Итоговыйконтрольвформах: - практическиеработы; - творческиеработыучащихся; - выставки Самооценкаисамоконтроль: -определениеученикомграницсвоего«знания-незнания», -своихпотенциальныхвозможностей,атакжеосознаниетех проблем,которыеещёпредстоитрешить входеосуществлениядеятельности. Ожидаемыерезультаты: 1. приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности иповседневнойжизни: - оправилах веденияздоровогообразажизни, -оправилах принятых вобщественормах отношениякприроде,кпамятникамисторииикультуры, - орусскихнародныхиграх;оправилахконструктивнойгрупповойработы; - обосновахразработкисоциальныхпроектовиорганизацииколлективнойтворческойдеят ельности; - оспособахорганизациидосугадругихлюдей; -оспособахсамостоятельногопоиска,нахожденияиобработкиинформации 2. формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и ксоциальнойреальностив целом: развитиеценностныхотношенийшкольникаксвоемуздоровьюиздоровьюокружающихеголюд ей, -кприроде, -кродномуОтечеству, -егоисторииинароду, -ктруду, -кдругимлюдям. 3. приобретениешкольникомопытасамостоятельногосоциальногодействия: -опытасамообслуживания, -опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управлениядругимилюдьмиипринятиянасебяответственности задругих. Методическое и материально-техническое обеспечение курсасписоклитературы для педагога: ➢ АгарковойН.А.«Программа.Графическийнавык.Каллиграфическийпочерк( 1-4 ).» ➢ БогдескоИ.Т.Каллиграфия —Спб.:Агат,2005 ➢ Тренажер по чистописанию. Добукварный и букварный периоды. 1 класс/ О.Е.Жиренко, Т.М.Лукина.- 9 издание.- М.: ВАКО, 2023.- 96 с. ➢ ГорячеваИ.А,Тренингпорусскомуязыку—Москва,Издательство«Дрофа», 2010. ➢ КлеминксонР.Каллиграфия.Рукописныешрифтызападаивостока.45проектовспоша говымиобъяснениями.-М.Контент.,2006 ➢ ➢ ➢ ➢ Списоклитературыдляучащихся: Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента — Москва,ИздательствоМосковской Патриархии, 2012. ГорячеваИ.А,Тренингпорусскомуязыку—Москва,Издательство«Дрофа», 2010. Нечволодов А.Д. Сказание о Русской земле в 4-х книгах — Москва, ИздательствоБелыйГород,2009. ЧобитькоП.П.Азбукадревнерусскогописьма.Азбуковник.Устав,по луустав,скоропись,вязь.-Санкт-Петербург— Москва 2008. Тематическое планирование Название раздела Кол-во часов Введение Развитие мелкой моторики Упражнениедляработынадвысотойбукв Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв Упражнениядляработынадформойсопоставляемыхбукв Упражнениядляработынаднаклономипараллельностьюэлементовбукв Практическиеитворческиеработы Всего 2 2 4 7 9 3 1 28 ч Календарно-тематическое планирование1класс( 33ч) № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Наименованиетемы Введение(2ч) Понятие«каллиграфия». Историявозникновенияи развитияписьменности. Упражнениядляосанки. Развитиемелкоймоторики(2ч) Упражнениядляразвитиясвободныхдвиженийруки. Штриховкагеометрическихфигур. Упражнениедляработынадвысотойбукв(4ч) Упражнениядляработынадвысотой букв.Штриховка Написаниезаглавныхбуквсиспользованием модульнойсети. Буквица Вензель(применениекаллиграфииввышивкеи искусстве) Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв(7ч) Письмоспроговариванием Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв. Приемработыскалькой Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв. Письмобуквснижнимэлементом:з,р,у,д Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв. ПоследовательностьнаписаниябуквФ,ф Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв. Вариантынаписанияэлементабуквы «ы». Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв. ЗаглавныебуквыГ,П,Т,Р Упражнениядляработынадформойотдельныхбукв. Особенностинаписанияэлемента«шапочка». Упражнениядляработынадформойсопоставляемыхбукв(9ч) Упражнениядляработынадформойсопоставляемых букв:и,л Упражнениядляработынадформойсопоставляемых букв:ш,м. Упражнениядляработынадформойсопоставляемых букв:о,ю. Упражнениядляработынадформойсопоставляемых букв:л,я. Упражнениядляработынадформойсопоставляемых букв:х,ж.БезотрывноенаписаниеХ,Ж. Упражнениядляработынадформойсопоставляемых букв:ч,у 1 10.09 1 24.09 1 1 8.10 22.10 1 1 8.11 15.11 1 1 22.11 29.11 1 1 6.12 13.12 1 20.12 1 27.12 1 10.01 1 17.01 1 24.01 1 31.01 1 7.02 1 14.02 1 28.02 1 7.03 1 14.03 22 23 24 25 26 27 28 Упражнениядляработынадформойсопоставляемых букв:в,з. Упражнениядляработынад формойсопоставляемых букв:з,е. Упражнениядляработынадформойсопоставляемых букв:с,э. 1 21.03 1 4.04 1 11.04 Упражнениядляработынаднаклономипараллельностьюэлементовбу кв(3ч) Упражнениядля работынад наклономи 1 параллельностьюэлементовбукв. Выполнениезаданийпообразцу. 1 Упражнениядляработынадсоединениембукв. 1 Прописываниеслогов:нижнеесоединение. Упражнениядляработынадсоединениембукв. Прописываниеслогов:нижнеесоединение. Упражнениядляработынадсоединением букв. Прописываниеслогов:верхнеесоединение Рациональныеспособысоединенийвсловах. Упражнениядляработынадсоединениембукв. Практическиеитворческиеработы(1ч) Написаниетекстовпоздравления,приглашенияна открытке Написаниетекстаобъявления,визитнойкарточки ученика. Итого 1 28 ч 18.04 25.04 16.05 3 . 0 5 23.05