Рабочая_программа_дополнительного_образования_Театральная_студия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Администрация Алтайского района Республики Хакасия
МБОУ "Новомихайловская СШ"

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Еременко Г. И.
Приказ № 212 от «28» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса дополнительного образования
«Театральная студия "Золотая маска"»
для 5–9 классов
на 2023–2024 учебный год

Составитель: Филиппенкова
Наталья Николаевна,
учитель русского языка и
литературы

с. Новомихайловка, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Золотая маска» разработана в
соответствии с:
 Конституцией Российской Федерации;
 Федеральным законом ФЗ-273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.№196 «О порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015г. №09- 3242 «О направлении
информации»;
 Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 1.2.3685-21,
утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2).
Актуальность
программы. Программа "Золотая маска" носит практикоориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основ актерского
мастерства и сценической речи. Обучение по программе создает условия для
интеллектуального и духовного развития личности обучающегося, творческой
самореализации, для его профессионального самоопределения.
Направленность программы дополнительного образования «Золотая маска» –
художественная. Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры
обучающихся, художественных способностей, формирование исполнительской культуры,
самореализацию
обучающихся
в
творческой
деятельности,
формирование
коммуникативной культуры.
Новизна программы заключается в том, что она создает возможность активного
практического погружения обучающихся в сферу театрального творчества.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 11 до 18 лет. Набор осуществляется
путем прослушивания обучающихся и на основании заявления родителей (опекунов) в
соответствии с локальным актом («Правила приема граждан в Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение "Новомихайловская средняя школа"»).
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Объем программы: 62 ч. (2 ч. в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретические
знания и практические упражнения, разучивание драматических и музыкальных
произведений, выступления и т.д.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность
теоретических знаний и практических навыков, наглядность, активность, возможность
показать творческие способности.
Цель и задачи
Главная цель программы – развитие творческих способностей, театральной культуры
обучающихся как части их духовной культуры через коллективное творчество.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство»:
1) становление мировоззрения, системы ценностей обучающихся в единстве
эмоциональной и рациональной сферы;
2) осознание значения искусства как специфического способа познания мира,
художественного отражения многообразия жизни, универсального языка общения;

3) реализация эстетических потребностей обучающихся, развитие потребности в общении
с произведениями искусства, внутренней мотивации к творческой деятельности и
самореализации.
Для достижения целей программа предусматривает выполнение следующих задач:
− приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного
проживания сценических образов, развитие и совершенствование эмоциональноценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
− развитие эмоционального интеллекта; общих и специальных способностей
обучающихся, в том числе таких как ассоциативное и образное мышление, воображение,
память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, музыкальный слух и голос,
координация и пластика движений, мимика, речь и т.д.;
− формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира,
приобретение разнообразного опыта восприятия произведений искусства;
− приобретение навыков театрально-исполнительской деятельности, понимание основных
закономерностей театрального искусства, их языка, выразительных средств;
− накопление знаний о театре, других видах искусства; владение специальной
терминологией;
− воспитание уважения к культурному наследию России; практическое освоение
образного содержания произведений отечественной культуры;
− расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к театральной культуре
других стран и народов;
− формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу,
ответственности за общий результат;
− гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на
окружающий мир;
− получение опыта публичных выступлений, формирование активной социальной
позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики,
страны;
− создание в образовательном учреждении творческой культурной среды.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ
1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению
традиций своего края; стремление развивать и сохранять культуру своей страны, своего
края.
2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и
моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой культуры, готовность
поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отражёнными в них; активное участие в театральной, социокультурной жизни
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать театральное искусство с
учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста,
социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов
справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной творческой деятельности, при подготовке спектаклей, концертов,
участии в фестивалях и конкурсах.

4. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства,
стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность
прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального и театрального искусства как средства коммуникации
и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению
в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение языком
искусства, овладение основными способами исследовательской деятельности на
материале доступной текстовой, аудио- и видео-информации о различных явлениях
искусства, использование специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и
опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и
гигиены, в том числе в процессе артистической, творческой, исследовательской
деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической
деятельности при подготовке спектакля, проведении репетиций, сценических показов;
трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в
экологических проектах через различные формы театрального творчества.
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных
социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни,
включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых,
так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения
различными навыками в сфере музыкального, театрального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства
нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий,
обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и
социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный опыт, опыт и навыки управления
своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы
«Музыкальный театр» реализуется в контексте развития специфического типа
интеллектуальной деятельности – художественно-образного, музыкального мышления,
которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся,
в том числе:
1.1. Базовые логические действия:

− выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального,
театрального явления;
− сравнивать виды и жанры театрального искусства, элементы музыкально-театрального
действия, сценические образы, сюжеты;
− устанавливать основания для сравнения, проводить аналогии, находить ассоциации с
другими явлениями искусства;
− устанавливать существенные признаки для классификации явлений культуры и
искусства, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных
выразительных средств, элементов сценографии, актёрской игры, музыкального и
визуального образа спектакля;
− выявлять недостаток информации, необходимой для достоверного и стилистически
оправданного воплощения на сцене художественной задачи;
− обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей театрального
искусства друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
− выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании сценического образа конкретного
произведения, жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
− следовать за развитием, наблюдать процесс развёртывания драматического действия;
− использовать вопросы как инструмент познания;
− формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, сценического воплощения
театральных образов;
− составлять алгоритм действий и использовать его для решения актёрских, музыкальноисполнительских и других творческих задач;
− проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей, сравнению художественных процессов, явлений, культурных
объектов между собой;
− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования.
1.3. Работа с информацией:
− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
− понимать специфику работы с графической, видео-, аудиоинформацией, музыкальными
записями;
− выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
− оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
− различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
− использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений, развивать мышечную память как способ сохранения пластической
информации;
− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(драматическое, вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация
и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы
«Музыкальный театр» реализуется, в первую очередь, через совместную деятельность,
содержанием и результатом которой является постановка и публичный показ

музыкальных спектаклей. Она предполагает нелинейную динамику творческого процесса,
в которой сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Сценическое действие предполагает не только игру актёров, пение и танец. Оно не может
быть реализовано без решения дополнительных практических задач, которые также
обеспечиваются силами участников театрального коллектива (рабочий сцены, осветитель,
костюмер, гримёр, администратор; ответственные за изготовление реквизита, бутафории;
ответственные за информационную поддержку и т.д.). Постоянная ротация участников,
готовность и умение каждого не только выступать на сцене, но и выполнять
вспомогательные
функции
являются
естественной
средой,
обеспечивающей
разноуровневую коммуникацию обучающихся.
При этом специфика освоения элементов актёрского мастерства, непосредственного
взаимодействия с партнёрами в режиме «здесь и сейчас» позволяет обучающимся
формировать расширенный спектр компетенций в сфере общения. А именно:
− выражать свою идею, мысль комплексно, используя вербальные и невербальные
средства коммуникации;
− ярко и убедительно выражать эмоции, собственное отношение к происходящему;
− вести устный диалог, владеть техниками «пристройки» к собеседнику;
− анализировать внешние обстоятельства общения, чувствовать логику событий,
улавливать подтекст;
− выступать на публике, владеть основами ораторского искусства и сценического
движения, органично чувствовать себя в пространстве, преодолевать сценическое
волнение;
− конструктивно обсуждать с товарищами по коллективу текущую деятельность – как
свою собственную, так и других людей;
− видеть различия в поведении других людей, воспринимать их как естественное
проявление разнообразия, богатства социального окружения человека.
В совместной деятельности:
− согласовывать собственные цели и действия с целями и действиями других участников
коллектива,
− коллегиально строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
− выполнять свой участок работы, нести безусловную ответственность за её качество;
− выручать товарищей в непредвиденной ситуации, приходить на помощь, уметь
жертвовать своими интересами ради общего дела;
− проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
− развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия произведений искусства; понимать
ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы
взаимодействия;
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Личные результаты обучающихся, сформированные в результате занятий «Музыкальным
театром» выходят далеко за рамки художественно-эстетической деятельности, они
воспитывают ценные навыки, привычки, установки, которые обеспечивают социальные
аспекты функциональной грамотности, вырабатывают компетенции, позволяющие быстро
адаптироваться в окружающем мире.
Особое значение, исключительную ценность они обретают и в качестве вклада каждого
участника коллектива в общее дело. В рамках программы «Музыкальный театр»
регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными
умениями и навыками. Самоорганизация и рефлексия всегда идут двумя параллельными
путями – как в индивидуальном плане, так и в логике планирования и оценке совместных

действий. Взаимодействие этих путей регулятивных универсальных учебных действий,
как правило, предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение
интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
3.1. Самоорганизация:
− выявлять проблемы в своей жизни, которые могут быть решены с помощью приёмов и
навыков, освоенных в ходе театральных занятий;
− рассматривать жизненную проблему, как актёрский этюд, творческую задачу, которая
может быть решена различными способами, рассматривать альтернативные варианты,
выбирать наилучший вариант решения;
− чувствовать ответственность перед партнёром по сцене, координировать свои действия
с учётом возможностей и намерений партнёра, нести ответственность за свою часть
работы перед всем коллективом;
− уметь ограничивать свои личные интересы и намерения с учётом мнения, интересов,
возможностей других членов коллектива
− ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в
том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
− планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера.
3.2. Самоконтроль (рефлексия):
− владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
− давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
− предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
− объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
− вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей.
3.3. Эмоциональный интеллект:
− чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности театрального искусства для расширения своих компетенций в
данной сфере;
− развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях сценического общения, публичного выступления;
− выявлять и анализировать причины эмоций;
− понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию;
− регулировать способ выражения собственных эмоций.
3.4. Принятие себя и других:
− уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
− признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не
на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
− принимать себя и других, не осуждая;
− проявлять открытость.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Предметные результаты:
− выступать на сцене, играть разнохарактерные роли, выразительно и достоверно
передавая художественный замысел автора, вкладывая в актёрскую игру личностно
значимый смысл;

− органично и естественно чувствовать себя перед публикой, взаимодействовать с
партнёрами по сцене;
− понимать специфику, иметь представление о комплексе выразительных средств
театрального искусства;
− владеть основами ораторского искусства, уметь выразительно и грамотно говорить,
освоить различные манеры сценической речи;
− владеть пластикой своего тела, освоить основы сценического движения, пантомимы,
доступных танцевальных стилей;
− выполнять сценическую задачу, органично и естественно существовать в предлагаемых
обстоятельствах, импровизировать;
− знать приёмы и способы развития памяти, действий в конфликтных ситуациях, снятия
писхологических зажимов, уметь их применять на сцене и в жизни;
− уметь организовать собственную работу над ролью, помогать педагогу в организации
репетиций с младшими обучающимися;
− представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты
коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие
в культурно-просветительской и общественной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Подвижные игры и творческие импровизации под музыку (вначале хорошо
знакомые ярко контрастные образы животных, птиц, механизмов: кошка,
лягушка, бабочка, мотоцикл, робот; затем более сложные, абстрактные: огонь,
цветы, солнечные блики, снег).
Игры и упражнения на память физических действий, двигательную фантазию,
свободу и контроль движений: «Где мы были, мы не скажем, а что делали –
покажем», «Замри», «У дядюшки Трифона», «Скульптор и глина».
Упражнения, направленные на снятие телесных зажимов, мускульную
свободу (напряжение и расслабление мышц рук, ног, туловища, головы, лица;
перекат напряжения из одной части тела в другую).
Танцевальная разминка. Упражнения на развитие основных групп мышц,
ритмическую координацию движений под музыку спокойного, подвижного
характера.
Игры и упражнения на развитие и удержание произвольного внимания.
Артикуляционные игры и упражнения, элементы логоритмики. Дыхательные
упражнения на выработку певческой установки, хорового унисона.
Учебно-тематический план
№
п/п

Раздел

1
2

Введение
Театр как вид искусства

3

Основы актерского
мастерства

4

Работа над

Содержание

Колво
часов
Обсуждение планов.
1
Понятия «театр», театральных жанров. Подбор и 7
создание реквизита, костюмов.
Овладение элементами сценической грамоты в
18
процессе игр, упражнений, работы над
дыханием, голосом и речью.
Театральные этюды и импровизация.
Подбор актеров на роли, режиссура, работа над 34
музыкальным и звуковым сопровождением

постановками
5 Итог
Итого: 62 ч.

представления, изготовление реквизита.
Викторина. Подведение итога

2

Форма контроля: подготовка и исполнение представления (концерт или пьеса).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Средства, необходимые для реализации программы:







учебный кабинет;
магнитофон;
компьютер;
фонотека;
реквизит;
костюмы.

Реквизит и костюмы изготавливаются обучающимися из подручных материалов.
Исполнение концертов и пьес проводится в актовом зале школы.

Литература для учителя:












Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров, 1981.
Вопросы режиссуры детского театра.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, 1991.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования, 2004.
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы, 2006.
Гурков А.Н. Школьный театр, 2005.
Ершова. Уроки театра на уроках в школе, 1990.
Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной
самодеятельности, 1974.
Станиславский. Работа актера над собой. Работа актера над ролью.
Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского, 2011.
Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов, 2001.

Литература для обучающихся:







Ильинский. Со зрителем наедине. Беседы о театральном искусстве, 1964.
Кнебель. Слово в творчестве актера, 2021.
Методика выразительного чтения / под редакцией Завадской, 1985.
Немирович-Данченко. О творчестве актера. Хрестоматия, 1984.
Озмитель. О сатире и юморе, 1973.
Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина, 2002.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Дата
Введение

1

Вводное занятие. Обсуждение планов

02.09
Театр

2,
3,
4

Театр. Театральные профессии. Театральные жанры

5,
6
7,
8
9
10
11
12
13,
14
15,
16
17
18

Культура и техника речи. Игры на развитие речи

02.09
09.09
09.09

Основы актерского мастерства

19,
20

Дикция. Упражнение на развитие хорошей дикции
Невербальные средства коммуникации. Их роль в исполнении роли
Игры на развитие речи (монолог)
Игры на развитие речи (диалог)
Игры на развитие речи (полилог)
Владение голосом. Голос, дыхание. Музыкальные упражнения
Чувство ритма. Упражнения на развитие чувства ритма (музыкальные, танцевальные,
литературные)
Игры на развитие внимания
Контакт с партнером, со зрителем
Работа над постановкой к Новому году
Прослушивание, распределение ролей и функций

16.09
16.09
23.09
23.09
30.09
30.09
07.10
07.10
14.10
14.10
21.10
21.10
11.11
11.11
18.11
18.11

Примечание

21,
22,
23,
24,
25,
26,
27,
28,
29,
30
31,
32
33,
34

Репетиции постановки

25.11
25.11
02.12
02.12
09.12
09.12
16.12
16.12
23.12
23.12

Театр
Театральное закулисье: учимся подбирать и создавать реквизит
Театральное закулисье: учимся подбирать костюмы

13.01
13.01
20.01
20.01

Основы актерского мастерства
35
36
37,
38
39,
40

Игры на развитие воображения
Игры на развитие коллективного взаимодействия
Выполнение этюдов на заданную тему
Работа над постановкой ко Дню Победы
Прослушивание, распределение ролей и функций

27.01
27.01
03.02
03.02
10.02
10.02

41,
42,
43,
44,
45,
46,
47,
48,
49,
50,
51,
52,
53,
54,
55,
56,
57,
58

Репетиции постановки

59,
Просмотр видеозаписи постановок, обсуждение удачных и неудачных решений
60
61
Итоговое занятие. Обсуждение планов и результатов
62
Викторина «Театр»
Итого: 62 ч.

17.02
17.02
24.02
24.02
02.03
02.03
09.03
09.03
16.03
16.03
06.04
06.04
13.04
13.04
20.04
20.04
04.05
04.05
11.05
11.05
18.05
18.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».