Рабочая_программа_дополнительного_образования_Пишем_без_ошибок

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Администрация Алтайского района Республики Хакасия
МБОУ "Новомихайловская СШ"

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Еременко Г. И.
Приказ № 212 от «28» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса дополнительного образования
«Пишем без ошибок»
для 9 класса
на 2023–2024 учебный год

Составитель: Филиппенкова
Наталья Николаевна,
учитель русского языка и
литературы

с. Новомихайловка, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Пишем без ошибок» разработана в
соответствии с:
 Конституцией Российской Федерации;
 Федеральным законом ФЗ-273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.№196 «О порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015г. №09- 3242 «О направлении
информации»;
 Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 1.2.3685-21,
утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года N 2).
Актуальность программы. Программа "Пишем без ошибок" носит практикоориентированный характер и направлена на повторение, закрепление и углубление
школьных знаний об орфографии и пунктуации.
Направленность программы дополнительного образования «Пишем без ошибок» –
научная (филология). Программа ориентирована на развитие культуры письменной речи
обучающихся, формирование коммуникативной культуры.
Адресат программы: обучающиеся 9 класса.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Объем программы: 62 ч. (2 ч. в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретические
знания и практические упражнения.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность
теоретических знаний и практических навыков, наглядность, активность.
Цель и задачи
письменной речи

Цель программы – развитие
обучающихся,
коммуникативной культуры.
Цель предполагает решение следующих задач:
 повторение и закрепление правил орфографии и морфологии;
 углубление школьных знаний об орфографии и морфологии;
 повторение и закрепление правил пунктуации и синтаксиса;
 углубление школьных знаний о пунктуации и о синтаксисе.

формирование

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на русском языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России;
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах
искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском
языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области гуманитарных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
овладение языковой и читательской культурой как средством научного и
практического познания мира;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации,
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку

приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Предметные результаты:
 знание правил и орфографии и исключений из них;
 знание правил пунктуации;
 навык грамотного письма;
 свободное пользование словарями различных видов;
 обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в
соответствии с ситуацией и сферой общения;
 осознанное расширение речевой практики;
 овладение основными нормами современного русского литературного языка.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Орфография
Правописание приставок (неизменяемых приставок; приставок на -з, -с; приставок пре- и
при-). Правописание букв И/Ы, Ъ после приставок.
Правописание корней (проверяемые гласные и согласные в корне; непроверяемые гласные
и согласные в корне; корни с чередованиями; О и Ё после шипящих и Ц в корнях слов).
Правописание сложных слов с соединительной гласной и без неё.
Правописание суффиксов различных частей речи.

Правописание окончаний различных частей речи.
Написание НЕ со словами различных частей речи.
Различение омонимичных форм слов.
Употребление Ь и Ъ.
Пунктуация
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире в неполном предложении.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях (с одним придаточным; с
несколькими придаточными).
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

№
п/п

Раздел

1

Введение

2

Орфография

3

Пунктуация

5 Итог
Итого: 66 ч.

Учебно-тематический план
Содержание

Вводное занятие. Определение цели и задач,
путей достижения
Правила орфографии и исключения из них.
Умение различать омонимичные формы слов
Правила пунктуации, синтаксиса. Умение
выполнять пунктуационный анализ
предложения.
Подведение итога

Колво
часов
1
46

1

Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6,
7
8
9
10
11
12
13,
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23,
24
25
26,
27
28,
29
30

Тема
Введение
Правописание неизменяемых русских приставок
Правописание неизменяемых иностранных приставок
Значение некоторых русских и иностранных приставок
Правописание приставок на -З, -С
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИБуквы после приставок (И и Ы, Ъ)
Приставки НЕ- и НИ- в местоимениях и местоимённых наречиях
Проверяемые гласные и согласные, непроизносимые согласные в корне
Корни с чередованиями гласных и согласных
Буквы О и Ё после шипящих и Ц в корнях слов
Правописание корней (обобщение)
Написание сложных слов с соединительной гласной и без неё
Суффиксы существительных -ЧИК-//-ЩИКСуффиксы существительных -ИК-//-ЕКСуффиксы существительных -ЕЦ-//-ИЦСуффиксы прилагательных с Н и НН
Суффиксы прилагательных -СК- и -КО и Ё после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных
Суффиксы глаголов -ОВА- (-ЕВА-)//-ЫВА- (-ИВА-)
Суффиксы глаголов -И- и -ЕН и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Суффиксы причастий -УЩ- (-ЮЩ-)//-АЩ-(-ЯЩ-), -ЕМ-//-ИМГласные буквы перед суффиксами -НН- и -ВШ- в причастиях

Дата
05.09
07.09
12.09
14.09
19.09
21.09
26.09
28.09
03.10
05.10
10.10
12.10
17.10
19.10
24.10
26.10
07.11
09.11
14.11
16.11
21.11
23.11
28.11
30.11
05.12
07.12
12.12
14.12,
19.12
21.12

Примечание

31
32
33
34
35
36
37
38
39,
40
41,
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52,
53,
54
55,
56
57,
58,
59
60,
61,
62

Суффиксы на конце наречий
Ь на конце наречий
Слитное, дефисное, раздельное написание наречий
НЕ с различными частями речи
Окончания существительных
Окончания прилагательных и причастий
Окончания глаголов
О и Ё после шипящих и Ц (обобщение)
И и Ы после Ц
Правописание производных предлогов. Различение омонимичных форм слов
Функции Ь
Сочетания букв, которые всегда пишутся одинаково
Орфография. Повторение. Тест в формате ОГЭ
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире в неполном предложении
Обращение
Вводные конструкции
Однородные члены предложения
Обобщающее слово при однородных членах предложения
Обособленные члены предложения
Прямая речь
Знаки препинания в ССП
Знаки препинания в СПП

26.12
28.12
09.01
11.01
16.01
18.01
23.01
25.01
30.01
01.02
06.02
08.02
13.02
15.02
20.02
22.02
27.02
29.02
05.03
07.03
12.03
14.03
19.03
21.03
02.04
04.04
09.04
11.04
16.04
18.04
23.04
25.04

63, Знаки препинания в БСП
64
65 Повторение. Пунктуация. Тест в формате ОГЭ
66 Повторение орфографии и пунктуации. Подведение итогов
Итого: 66 ч.

02.05
07.05
14.05
16.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».