Программа внеурочной деятельности ЮИД

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ХАКАСИЯ
Управление образования администрации Алтайского района
МБОУ «Новомихайловская СШ»

УТВЕРЖДЕНО

.

Приказ
№ 212 от «28» 08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
Программа рассчитана на один год обучения,
для детей в возрасте 11 – 13 лет

Новомихайловка, 2023
1

1. Пояснительная записка
- воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности
жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и
при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит
посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
- при переходе на федеральные государственные стандарты третьего поколения,
современные

требования

к

образованию

предусматривают

необходимость

сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем.
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и
здоровья граждан страны.
В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков,
которые

становятся

причиной

дорожно-транспортных

происшествий.

Для

предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо
обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице
и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое
поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного
возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а
ситуация

захватывает

ребенка

на

столько,

что

он

не

замечает

окружающий

действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными
статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход
дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в
дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не
получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он
испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы
детского

дорожно-транспортного

травматизма

является

работа

образовательных

учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение
к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения
каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным
средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его
участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности,
внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает
предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по
улицам и дорогам.
2

Как научить ребёнка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного
движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить
викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо
все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.
Цель программы:
· вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного
травматизма;
·

ознакомление

детей

с

содержанием

работы

специалистов,

обеспечивающих

безопасность дорожного движения;
·

обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного

образовательного процесса.
Задачи программы:
· обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
· познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных
службах ГИБДД;
· дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
· научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях;
· развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном
определении детей;
· привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
· вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
· обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий
теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на
улице;
· творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и
выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности,
необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
· практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого
комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений
(вводные, групповые, индивидуальные).
Формы и режим занятий
Занятия по данной программе проводятся педагогом
3

Формы и методы работы
В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного
движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.
Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся,
совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во
время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать
воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе
гуманного отношения к людям, углублённое изучение правил дорожного движения,
овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и
навыками

оказания

первой

помощи

пострадавшим

при

дорожно-транспортных

происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования
дорожного движения, пропаганда Правил дорожного движения в школе, детском саду с
использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов,
воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у
детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что
нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие
важные

качества,

как

внимание,

собранность,

ответственность,

осторожность,

уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных
происшествий. Возраст детей, участвующий в реализации данной программы 10-14 лет.
На занятиях по программе «Юные инспектора дорожного движения» используются
нетрадиционные формы: КВН, викторины, соревнования, утренники, конкурсы, видеозанятия по соблюдению правил дорожного движения.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
К концу прохождения программы, обучающиеся должны знать: правила дорожного
движения, безопасный путь в школу, перекрёстки и их виды, правила пешехода на
загородной дороге, дорогу и её составляющие части (проезжую часть, обочину, кювет,
пешеходную и велосипедную дорожку), дорожную разметку и дорожные знаки, сигналы
регулировщика и светофора, обязанности пассажиров во всех видах транспортных
средств, правила пассажиров при высадке из общественного транспорта, правила
поведения пешехода на нерегулированном перекрёстке, оборудование автомобилей и
мотоциклов специальными сигналами, что такое железнодорожный переезд, правила
перехода и переезда.
4

Должны уметь: двигаться группами и в колонне, применять правила дорожного
движения для велосипедистов, выполнить практическое задание на специально
оборудованной площадке, оказать первую медицинскую помощь, экономно выполнять
разметку заготовок, работать по трафарету, подбирать детали для работы, собирать макет
из деталей по образцу, эстетично оформлять изделие, проявлять элементы творчества.
В результате прохождения программы «Юный инспектор дорожного движения» у
обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
- установка на здоровый образ жизни;
-способность к самооценке;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Научатся:
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
-овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные универсальные учебные действия:
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-контролировать действия партнера.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственное развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Ожидаемые результаты.
1. Изучение Правил дорожного движения.
2.Получение учащимися необходимых знаний и навыков безопасного поведения на
дороге.
3. Расширение индивидуальных познавательных интересов детей.
4. Воспитание обязательного и неукоснительного соблюдения Правил дорожного
движения.
5. Участие в играх, соревнованиях, конкурсах, агитбригаде, утренниках.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: соревнования,
конкурсы, викторины, игры, КВН, в портфолио достижений учащихся.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия.
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:
•

общие положения;

•

обязанности пешеходов;

•

сигналы светофора;

•

правила для водителей;

•

дорожные знаки;

•

практические занятия.

2. Основы доврачебной медицинской помощи:
• общие принципы оказания доврачебной помощи;
• техника наложения повязок;
•

первая помощь при общих ранениях;
6

•

первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;

•

первая помощь при несчастных случаях;

•

первая помощь при ожогах и отморожениях;

•

транспортировка при различных видах травм.

2. Содержание программы
Введение в образовательную программу кружка.
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы
(структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт,
пешеход». Оформление уголка по безопасности ДД.
Понятие об участниках дорожного движения.
Знакомство с новыми дорожными знаками, с разметкой дорог, её разновидностями и
назначение. Понимание и осмысливание символов, изображённых на дорожных знаках.
Формировать представление уч-ся о безопасности перехода дорог при регулировании
дорожного движения регулировщиком. Знакомство с жестами регулировщика. Работа с
иллюстрированным материалом.
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.
Формирование понятия о видах транспортных средств и некоторых обобщённых
понятиях, относящихся к ним; учащиеся знакомятся с новыми словами: водитель,
пассажир, пешеход.
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.
Организация движения транспорта и пешеходов по дорогам. Перекрёстки дорог.
Правила движения на велосипеде. Порядок движения группы велосипедистов. Опасные
для движения места
История правил дорожного движения.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре,
автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Изучение правил дорожного движения.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов,
водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины
дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть.
Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории.
Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Населенные пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода
дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины.
Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства
регулирования движения. Знаки.ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта,
посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз
грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Дорожные знаки.
Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки.
Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки
сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных
дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее
характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных
знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки.
Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов
светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и
второстепенная дороги. «Правило правой руки».
7

Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или
регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы.
Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и
специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками
желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками белолунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда
перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд
перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки.
Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки
равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных
средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях,
когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном
переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение
групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка
транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Тормозной и остановочный пути.
Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Движение пешеходов по дорогам. Правила безопасного перехода проезжей части
Почему на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия с участием детей
Остановочный и тормозной путь транспортных средств. Знакомство с новыми дорожными
знаками. Правила движения транспорта и переходов через железнодорожные пути.
Не играй на мостовой! Наш друг – светофор.
Оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП.
Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и
оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой
медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их
наложения. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Профилактика детского дорожного травматизма.
Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка.
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного
движения.
Олимпиада юных инспекторов дорожного движения. Конкурс плакатов «Дорога».
Соревнование «Безопасное колесо»
Традиционно-массовые мероприятия.
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах. Выступление в
старших классах по пропаганде ПДД. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по
ПДД. Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет,
сочинений…)
8

3. Тематическое планирование
№
п\п

1.

2.

3.

Тема

Введение

Понятие об
участниках
дорожного
движения

Правила
безопасного
поведения на
дорогах и
улицах

Теоретическая часть

Практическая
часть

Цели, задачи кружка
ЮИД. Утверждение
программы.
Организационные
вопросы (структура
отряда, положение,
обязанности).

Оформление
уголка по
безопасности ДД.

Знакомство с новыми
дорожными знаками, с
разметкой дорог, её
разновидностями и
назначение.
Понимание и
осмысливание
символов,
изображённых на
дорожных знаках.
Формировать
представление уч-ся о
безопасности перехода
дорог при
регулировании
дорожного движения
регулировщиком.
Знакомство с жестами
регулировщика. Работа
с иллюстрированным
материалом.

Практическая
работа: изучение
действий
участников
дорожного
движения по
конкретным
дорожным знакам.

Формирование
понятия о видах
транспортных средств
и некоторых
обобщённых понятиях,
относящихся к ним;
учащиеся знакомятся с
новыми словами:
водитель, пассажир,
пешеход.

Решение задач,
карточек по ПДД,
предложенные
газетой «Добрая
Дорога Детства».

Личностные
· принятие образа
«хороший пешеход,
хороший пассажир»;
· самостоятельность и
личная ответственность
за свои поступки,
установка на здоровый
образ жизни;
· уважительное
отношение к другим
участникам дорожного
движения;
· осознание
ответственности
человека за общее
благополучие;
· этические чувства,
прежде всего
доброжелательность и
эмоциональнонравственная
отзывчивость;

Встречи с
инспектором
ГИБДД по
практическим
вопросам.
Разработка

9

Характеристика
деятельности
обучающихся

· положительная
мотивация и
познавательный интерес
к занятиям по программе
«Юные инспектора
дорожного движения»;
· способность к
самооценке;
· начальные навыки
сотрудничества в разных
ситуациях.

викторины по
ПДД в уголок.
Проведение
занятия в
начальной школе
«Азбука дороги».
6

5.

6.

Освоение
навыков
безопасного
движения
пешехода и
велосипедиста

Организация движения
транспорта и
пешеходов по дорогам.
Перекрёстки дорог.

История правил
дорожного
движения.

История и развитие
Правил дорожного
движения.
Информация о первом
светофоре,
автотранспорте,
велосипеде, дорожных
знаках…

Изучение
правил
дорожного
движения

10

· навыки контроля и
самооценки процесса и
результата деятельности;
· умение ставить и
формулировать
проблемы;

Правила движения на
велосипеде. Порядок
движения группы
велосипедистов.
Опасные для движения
места.

Правила дорожного
движения в России.
Общие положения.
Обязанности
пешеходов, водителей,
велосипедистов и
пассажиров. Проблемы
безопасности
движения, причины
дорожнотранспортных
происшествий. Дороги
и их элементы.
Проезжая часть.
Разделительная
полоса. Полоса
движения. Тротуар.
Прилегающие
территории.

Метапредметные

· навыки осознанного и
произвольного
построения сообщения в
устной форме, в том
числе творческого
характера;
Прохождение
отдельных
препятствий на
велосипеде.

· установление
причинно-следственных
связей;

Фигурное
вождение
велосипеда.

Регулятивные

Составление
памятки: «Юному
велосипедисту».
Выступление в
старших классах
по пропаганде
ПДД.
Подготовка и
участие в
конкурсе
агитбригад по
ПДД.
Подготовка и
участие в
районном
конкурсе.

· использование речи
для регуляции своего
действия;
· адекватное восприятие
предложений учителей,
товарищей, родителей и
других людей по
исправлению
допущенных ошибок;
· умение выделять и
формулировать то, что
уже усвоено и что еще
нужно усвоить;
· умение соотносить
правильность выбора,
планирования,
выполнения и результата
действия с требованиями
конкретной задачи;

Перекрестки. Границы
перекрестков.
Пересечение проезжих
частей на
перекрестках.
7

Правила
безопасного
дорожного
движения
пешеходов и
автотранспорта

Движение пешеходов
по дорогам. Правила
безопасного перехода
проезжей части
Почему на дорогах
происходят дорожнотранспортные
происшествия с
участием детей
Остановочный и
тормозной путь
транспортных средств.
Знакомство с новыми
дорожными знаками.

8

Оказание первой
доврачебной
помощи
пострадавшим в
ДТП

Первая помощь при
ДТП. Информация,
которую должен
сообщить свидетель
ДТП. Аптечка
автомобиля и ее
содержимое. Раны, их
виды, оказание первой
помощи. Вывихи и
оказание первой
медицинской помощи.
Виды кровотечения и
оказание первой
медицинской помощи.
Переломы, их виды.
Оказание первой
помощи
пострадавшему.
Ожоги, степени
ожогов. Оказание
первой помощи. Виды
повязок и способы их
наложения.

11

Коммуникативные
В процессе обучения
дети учатся:

Практическая
работа: викторина
«О правилах
поведения на
дорогах». Показ
презентации
«Опасность на
железной дороге и
мерах
предосторожности
при переходе
железнодорожных
дорог».

Встречи с
медицинским
работником по
практическим
вопросам.
Наложение
различных видов
повязок. Оказание
первой помощи
при кровотечении.
Оказание первой
помощи при
ушибах, вывихах,
ожогах,
обморожении,
переломах,
обмороке,
сердечном
приступе.

· работать в группе,
учитывать мнения
партнеров, отличные от
собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за
помощью;
· формулировать свои
затруднения;
· предлагать помощь и
сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и
приходить к общему
решению;
· формулировать
собственное мнение и
позицию;
· осуществлять
взаимный контроль;
· адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.

9

Профилактика
детского
дорожного
травматизма

Виды и назначение
автогородков.
Устройство
автогородка.

Видео-занятие.
Участие в
настольной игре
на тему правил
дорожного
движения
Практическая
работа: тренинг
по безопасному
вождению
велосипеда в
автогородке.

10

Подготовка и
проведение игр
и конкурсов
юных знатоков
правил
дорожного
движения

Олимпиада юных
инспекторов
дорожного движения.
Конкурс плакатов
«Дорога».
Соревнование
«Безопасное колесо»

Подготовка к
конкурсу
эрудитов и его
проведение.
Встреча
сотрудниками
полиции.
Практическая
работа:
проведение
утренника
Чтение стихов учся.

11

Традиционномассовые
мероприятия.

Подготовка игры
«Зеленый огонек»
Подготовка и участие
в конкурсе агитбригад
по ПДД. Подготовка и
участие в районном
конкурсе «Безопасное
колесо».
Участие в различных
конкурсах по ПДД
(конкурсы рисунков,
плакатов, стихов,
газет, сочинений…)

Подготовка и
проведение игры
«Зеленый огонек»
в начальных
классах.
Выступление в
старших классах
по пропаганде
ПДД. Подготовка
и участие в
конкурсе
агитбригад по
ПДД. Подготовка
и участие в
районном
конкурсе
«Безопасное
колесо».
Участие в
различных
конкурсах по
ПДД

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».